Как известно, существует семь классических видов потерь (плюс один для тех, кому семи кажется мало):
- запасы
- перепроизводство
- избыточные движения персонала
- избыточные перемещения материалов
- ожидания
- дефекты
- избыточные операции
плюс, как я упомянул, еще один:
- неиспользуемый интеллектуальный потенциал сотрудников
В свое время, когда я размышлял о видах потерь, больше всего вопросов у меня вызывали «избыточные» или «лишние операции». Что такое лишняя операция?
Если судить по смыслу названия, это должна быть такая операция, которую не следует делать. Т.е. это какие-то действия, которые не добавляют ценности конечному потребителю.
Под такое определение попадают все действия, которые при разработке карты потока исключаются в карте «будущего состояния». Т.е. то, что сейчас делается (по разным причинам), но, в принципе, не должно делаться…
Скажем, известен пример, когда на одном приборном заводе, где производились автомобильные контроллеры, упаковщик аккуратно укладывал шлейф проводов, идущих к контроллеру, и скреплял их резинкой. Вроде бы аккуратно и удобно, только клиенту это было ненужно, а значит, операторы, которые выполняли эту работу, по сути выполняли бесполезные действия.
Но таких постоянно выполняющихся лишних операций обычно в производстве крайне мало. Обычно из техпроцесса очень быстро исчезают операции, которые не приносят пользы для клиента, а некоторые производители идут дальше и пытаются исключить даже те, которые ценность имеют, но проверить их выполнение клиент не может, или не хочет. Например, вы покупаете в магазине замороженные овощи, на упаковке которых написано: «не содержат ГМО». Но вы же не можете проверить, есть ли там генетически модифицированные продукты, или нет, и не факт, что производитель добросовестно выполняет такую проверку.
Зато в любом производстве есть множество непостоянных лишних операций, которые возникают от случая к случаю, существуют ограниченное время и потом пропадают сами собой вместе с причиной, которая вызвала необходимость их выполнения.
Возьмем, например, деталь, в которой вырезается отверстие. Резец (сверло) рано или поздно затупляется, после чего есть два варианта действий — правильный и правдоподобный. Правильный — выкинуть резец (сверло) и поставить новый. Правдоподобный — заточить резец (сверло) и поставить его снова. Обычно в целях сокращения издержек, если только есть возможность заточить резец — его затачивают. Но самостоятельная заточка обычно не дает такого же качества, как при производстве резцов, а значит, выполнение операции с помощью повторно заточенного резца должна давать значительно больше дефектов.
Сначала один из размеров детали «уходит». Возможно даже, размер в пределах допуска, и с точки зрения готового изделия все в порядке. Но деталь с отклонением — проблема для сборки.
Возьмем к примеру шаровой кран. Такие устанавливают в квартирах для того, чтобы иметь возможность перекрыть воду. При сборке шарового крана в латунный корпус вкладывается «седло», сделанное из того или иного вида пластика. Седло выступает прокладкой между шариком и корпусом и не дает воде протекать сквозь шаровой кран, когда он закрыт. Отклонение в размерах посадочно отверстия в корпусе приводит к тому, что для того, чтобы вложить седло на его место нужно приложить большое усилие. И операция, которая обычно занимает полсекунды, растягивается на две-три секунды. После двухсот таких усилий у сборщика начинают болеть пальцы и скорость сборки становится еще меньше. Таким образом, сэкономив на стоимости резца мы теряем в производительности сборочного участка.
Возьмем другой пример. В детали корпуса измерительного прибора высверливается углубление, которое используется для того, чтобы установить в него вспомогательную деталь. Если сверло затупляется, при сверлении в углублении остается стружка, которая мешает установке вспомогательной детали. Для того, чтобы собрать прибор должным образом, сборщик должен прочистить отверстие, т.е. потратить дополнительное время на это действие.
Таких примеров можно привести много, и вы наверняка назовете десяток операций, которые вашим коллегам приходится периодически выполнять для того, чтобы исправить проблемы, которые возникают на предыдущих операциях.
Любое такое действие представляет собой потери — потери времени и производственных мощностей. Кроме того, любое такое действие является следствием другого вида потерь. Чаще всего это устранение дефектов, возникших на предыдущих операциях, хотя это может быть и борьба с перепроизводством, ожиданиями, или любюыми другими видами потерь.
Вот что такое потери типа «избыточные операции».
Фотографии взяты с сайтов:
http://www.corbisimages.com/,
http://www.hwp.ru/,
http://www.evroins.ru/
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…