Консультант-фрилансер – такое же предприятие, как и завод, фабрика или торговый центр. У него тоже есть цели, задачи, продукты или услуги и процессы, с помощью которых они воспроизводятся. И если эти процессы нестабильны, то и сам бизнес неустойчив.
Когда имеешь дело с фабрикой или складом, там все относительно просто: есть так или иначе действующий бизнес, задача консультанта – посмотреть на него со стороны, увидеть, чего не хватает, и добавить недостающие элементы.
А что делать, если «нет почти ничего»?
Наверное, в этом случае нужно создавать с нуля.
И вот, озадачившись совершенствованием веб-сайта, я понял, что мне не хватает описания многих уже устоявшихся процессов, а ещехуже – процессов, которые еще не устоялись.
Как и любое предприятие в стадии становления, я обнаружил у себя несколько удачных попыток создать удачный продукт, однако ревизия показала, что эти попытки не были превращены в устойчивые процессы. И набор таких «уходящих в прошлое» продуктов получается уже не такой уж и маленький:
- Руководство по бережливому производству Рона Перейры
- Обзор систем вытягивания Дэвида Хэллетта
- Азбука бережливого производства на DVD
- Книга «Вовлечение руководителя в процесс изменений»
- Книга «Развитие персонала своими силами»
Большинство из них доступно в электронном виде, но «физические версии», которые могли бы приносить больше пользы, после единственного эксперимента исчезают и делят судьбу с многочисленными ранее изданными книгами о бережливом производстве, выпущенными издательством Альпина.
В чем же дело?
Нет регулярного процесса производства и пополнения запасов (раз уж пока нет процесса производства физических копий под заказ). Хуже всего, что не так давно я помогал коллегам из одного издательства наладить процесс пополнения тиражей изданных книг, а это очень похоже на то, что нужно организовать мне.
Надо исправлять ситуацию.
А это значит, мне нужно сделать несколько стандартов о том, как «производить» эти продукты:
- Что из себя представляет сам продукт
- Что в него входит
- Где берется информационный состав продукта
- Как он воспроизводится на физических носителях
- Как он распространяется
- Кто отвечает за каждую стадию работы
Знакомо? Описание продукта, спецификация, маршрутная карта, техпроцесс, ответственные исполнители…
Могу ли я сейчас дать команду «изготовить дополнительный тираж «Азбуки на DVD»? Теоретически да. Но кто его сможет исполнить? Кроме меня – никто. Даже если кроме меня сейчас в бизнесе никого нет, пора задуматься о том моменте, когда потребуются помощники, а помощник такой приказ сможет выполнить только при наличии четких инструкций.
Так что дальше всё просто – пишем инструкции для производства, пробуем их отработать «на практике».
Заодно, конечно же, поверхностная ревизия обнаружила множество других, «недоделанных продуктов», в том числе:
- Книга «Инструменты 5S»
- Факультативная часть онлайн-курса «Бережливый рабочий»
- Семинар «Лин-логистика»
- Семинар «Быстрая переналадка»
- Тренажер «Канбан в разработке ПО»
- Перевод книги «Проектирование рабочего пространства»
- Перевод второй книги Дэвида Хэллетта «Система вытягивания с лимитом запасов»
- Семинар «Применение CEDAC для решения сложных проблем»
- и т.д.
И знаете, чего мне еще не хватает?
Процесса разработки новых продуктов. Точнее, не самого процесса, а стандарта, который его описывает и помогает контролировать процесс разработки как больших и сложных (как онлайн-курс «Бережливый рабочий»), так и простых (Тренажер «Канбан в разработке ПО») продуктов.
Как говорится – сапожник без сапог. Но не тот сапожник плох, который ходит босиком, а тот, кто и не думает ходить в сапогах.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…