Сегодня в Клубе Линтузиастов выступал Асхат Ягофаров. В своем докладе он продемонстрировал взаимосвязь четырех методов программы TWI — рабочего инструктажа, методов работы, рабочих отношений и разработки программ.
Надо сказать, что методика «Разработка программ» (имеются в виду программы обучения) появилась позже трех остальных, и была призвана заполнить некоторую методологическую пустоту, которая появлялась после использования методик «Рабочий инструктаж» и «Методы работы». Однако идея её была заложена еще в методике «Рабочего инструктажа», где обучающиеся подводятся к мысли, что любую, в принципе, производственную проблему можно решить с помощью подходящего обучения.
Сначала кажется, что это не совсем так, что есть такие проблемы, с которыми сталкивается производство, которые не решить с помощью какого-то там обучения. Например, брак сырья по вине поставщика или неожиданный выход из строя оборудования. Но по здравому размышлению можно и в этих случаях найти подходящие методы обучения СВОИХ сотрудников, которые минимизируют, а со временем и ликвидируют такие проблемы.
Таким образом, один из тезис всего комплекса методов TWI таков: если у вас есть проблема в производстве, повторяющаяся и сильно вам досаждающая, нужно найти, как люди своими неправильными действиями приводят к её появлению, разработать программу обучения и научить выполнять правильные действия и не делать неправильные. И всё будет хорошо.
И в докладе Асхата это тоже прозвучало.
Но в этот момент меня посетила такая мысль: но ведь таким образом мы просто учим наших сотрудников, как не допускать ошибку там, где её можно совершить. Например, как не покупать сырьё у непроверенных поставщиков, или как проводить диагностику оборудования, чтобы предсказывать будущие аварийные поломки и, таким образом, предотвращать их до наступления аварии. А вместо этого, вместо того, чтобы учить людей не подходить к краю обрыва слишком близко, можно поставить ограждение, чтобы люди не падали с обрыва. Другими словами, если человек может совершить ошибку и мы учим его, как эту ошибку не совершить и предотвратить, то почему бы не изменить систему или процесс так, чтобы человек, даже необученный, не мог совершить такого рода ошибку? Почему бы не придумать пока-йоке?
Это сложно. Иногда для этого приходится решать довольно непростую инженерную задачу. Но крайне редко эта задача изобретательская, требующая методов ТРИЗ. Найти инженерное решение может быть непростым делом, но реализация таких решений лишает вас потребности в обучении тому, как не совершать ошибку.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…