В раздел Ресурсы выложена презентация «Азбука бережливого производства. Что такое ценность.» В презентации дается определение ценности, описывается, как определить ценность, показаны примеры действий, добавляющих и не добавляющих ценность. Раздел Ресурсы доступен зарегистрированным пользователям.
Ниже, в тексте заметки приведен сопроводительный текст.
Кроме того, эта презентация в формате видео с моими комментариями выложена на Youtube.com и Rutube.ru.
Прошу вас давать свои замечания и пожелания, на сайтах youtube и rutube, прямо на странице видео, либо через форму Контакты на моем сайте, чтобы я смог учесть их в будущем.
Стенограмма сопроводительного текста
В иллюстрированном глоссарии по бережливому производству Марчвински и Шука дано следующее определение: «Ценность – это полезность, присущая продукту с точки зрения клиента, и находящая отражение в цене продаж и рыночном спросе». Так же можно сказать, что ценность – это тот набор свойств и качеств продукта, ради которого клиент его и покупает.
Очень важно понимать, что производитель не может точно знать всей ценности производимого продукта – он может только предполагать, какова эта ценность. Ценность любого продукта или услуги определяет только потребитель.
Для того, чтобы понять ценность продукта, необходимо провести исследование мнений клиентов, например, в виде опроса. Фактически, вы должны прийти к вашему клиенту и спросить его – что именно имеет для него ценность в этом продукте или услуге.
Один и тот же продукт или услуга могут иметь разную ценность в глазах разных клиентов. Чтобы уточнить понятие ценности продукта (услуги) нужно разделить всех клиентов на группы. Разные группы потребителей будут отличаться тем, как или для чего они используют приобретаемый продукт (услугу).
В качестве примера я привел фотографии нескольких автомобилей. Глядя на них вы легко представите, какие требования предъявляют потребители, выбирай тот или иной автомобиль. Для многодетной городской семьи нужен недорогой, но вместительный минивен, на котором легко выбраться за город всей семьей. Для преуспевающего бизнесмена нужен символ богатства или престижа в виде дорогого спортивного автомобиля. Для жителя бедной экваториальной страны важнее всего возможность быстро доехать до места назначения. А для садовода-любителя важна возможность довезти до дачи не только тещу, но и кучу вещей.
Как создается ценность? Ценность создается в ходе выполнения производственных процессов или процессов оказания услуги. Действия, которые выполняются в этом процессе, могут создавать, а могут и не создавать ценность для потребителя.
Что такое действия, создающие ценность? Это любые действия, которые добавляют ценность продукту (услуге) в глазах конечного потребителя. Т.е. те действия, которые, собственно, и создают те свойства и качества продукции или услуги, которые нужны нашему потребителю.
Вот несколько примеров:
Полирование столешницы для кухонного стола Расчистка тротуаров после снегопада Установка набойки на каблук женского сапога Сборка корпуса автомобиля И даже надувание воздушного шарика гелием.Это те действия, которые превращают продукт именно в то, что требуется потребителю.
Что такое действия, не создающие ценность? Это любые действия, которые потребляют ресурсы (материалы, время, деньги, человеческий труд), но при этом не добавляют ценности продукту или услуге в глазах конечного потребителя.
Так же приведу несколько примеров.
Это может быть оформление накладной на внутреннее перемещение материалов со склада в производство Ожидание согласующей подписи под заказом Исправление дефекта сборки холодильника Создание страхового запаса сырья.Если вы задумаетесь, то все эти действия бесполезны для конечного потребителя, и если вы ему скажете: «уважаемый клиент, ты должен заплатить за всю эту нашу работу», он скорее всего усмехнется и уйдет. Уйдет к другому производителю.
Очень важно понимать, что действия, не создающие ценности, могут делиться на две категории. Это действия, от которых можно избавиться, и действия, которые необходимо выполнять в силу разных условий. Например, по требованию законодательства.
В приведенных выше примерах, оформление накладной на внутреннее перемещение как раз является действием, которое необходимо выполнять в силу требований законодательства. Иначе мы просто не имеем права производить нашу продукцию.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
[…] Понимание потребительской ценности. А значит — знание ответов на вопросы «кто […]