В сентябре, на конференции журнала «Генеральный директор» я задал нескольким участникам один вопрос — чему, по их мнению, следует обучать рабочих. Ведь именно от рабочих зависит, насколько эффективной, в результате, будет производственная система, насколько легко или сложно будет ее изменять.
Представляю вашему вниманию первое из серии интервью, с директором по организационному развитию компании «МаВР» Сергеем Литти.
Стенограмма интервью
— Сергей, мы находимся сейчас на третьей конференции по бережливому производству журнала «Гендиректор». У меня один вопрос, вопрос для менеджера компании: чему нужно обучать персонал — рабочих, сотрудников — для того, чтобы они более эффективными членами команды, более эффективными сотрудниками с точки зрения развития компании.
— У меня есть по этому поводу несколько мыслей, несколько идей, что удивительно. Во-первых. я считаю что не нужно учить всех. Почему-то есть такое мнение, что чтобы вовлечь людей мы должны обучать огромные массы людей бережливому производству, методам 5S, или быстрой переналадке, всему остальному.
Я считаю, что большинство людей на операционном уровне, на уровне операторов, исполнителей, они действовать должны на основании четких стандартов, которые для них разрабатывают. При этом нужно понимать, что примерно, по моим оценкам, 3-5 процентов от рабочих, то что раньше называлось, может быть, рабочей интеллигенцией, наиболее активных — вот на них можно сосредоточиться прежде всего. То есть выявить тех людей, которые способны генерировать идеи, и вот использовать их потенциал. Такова моя идея.
Если спрашивать чему их обучать, я бы выделил два основных направления. Первое — это методы анализа проблем.
— Методы анализа проблем?
— Методы анализа. Это Исикава, пять почему, дерево текущей реальности, дерево конфликтов — вот такого рода инструменты. Причем методологически возможны даже какие-то инструментальные методы анализа проблем, потому что на производстве мы часто встречаемся с техническими проблемами, например.
То есть, это первое направление ключевое — это вот методы анализа. Выявления, я бы даже сказал, издалека, вот так. Это методы выявления, анализа проблем. И второе направление — это методы решения.
— Решения.
— Это возможно какие-то элементы теории решения рационализаторских и изобретательских задач. Это какие-то дополнительные знания для уровня рабочих в области инженерных дисциплин. Я имею в виду, элементарных. Чтобы идеи были уже достаточно сильно подготовлены, технически так скажем, чтобы технические решения были уже продуманы. Ну вот мне кажется, два направления, когда мы говорим о рабочих: это методы анализа проблем и методы их решения через инженерные специальные знания или поиска методом мозгового штурма решений изобретательских или рационализаторских задач. Но при этом, еще раз повторюсь, сконцентрированно.
— То есть не всех?
— То есть не всех. Не надо всех, это не нужно, я не считаю, что всем нужно. Это неплохо, если мы учим всех, но немножко распыление происходит. Нужно найти те бриллианты, те таланты, которые есть, и вот их развивать.
— Спасибо.
— Ответил ли я на вопрос?
— Да конечно, спасибо.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто это…