Летом я проводил на одном из предприятий курс по TWI — Training Within Industry, точнее, по методике выполнения работ.
В ходе учебного курса его участники должны были описать одну из своих работ и сделать предложения, что и как можно изменить. Дело сложное, и если ты привык работать, а не лясы точить, то описать свою работу не так-то и просто. Тем не менее, с помощью простых наводящих вопросов обычно удавалось сделать достаточно подробное описание того, что происходит в ходе выполнения той или иной работы.
Я хочу привести здесь пример, который объясняет, куда исчезает со своего рабочего места токарь, который делает какие-либо детали для вашей продукции.
Пример реальный, все записано со слов токаря, причем ни один участник курса ни разу не возразил в духе «Да что ты тут гонишь, все на самом деле не так».
Итак, простая задача: токарю нужно получить резцы для выполнения очередной работы. Что при этом происходит.
Вот последовательность действий:
- Токарь идет к мастеру смены
- Токарь заказывает у мастера смены резцы
- Токарь записывает заказ в журнале
- Токарь с мастером смены идут к мастеру инструментального отделения
- Токарь заказывает мастеру инструментального отделения оправки для резцов
- Мастер инструментального отделения записывает заказ в журнал
- Токарь идет к заточнику
- Токарь сообщает заточнику размер пластины
- Заточник идет получать пластины
- Заточник точит резцы
- Заточник сообщает мастеру инструментального отделения о готовности резцов
- Мастер инструментального отделения идет к мастеру смены
- Мастер инструментального отделения мастеру смены сообщает о готовности резцов
- Мастер смены сообщает токарю о готовности резцов
- Токарь и мастер смены идут в инструментальное отделение
- Мастер смены расписывается в журнале о получении резцов
- Токарь получает резцы
- Токарь и мастер смены идут в кабинет мастера смены
- Токарь расписывается в журнале мастера смены о получении резцов
- Токарь несет резцы к своему станку
- Токарь берет 1-2 резца и несет на заточной станок на своем участке
- Токарь доводит резцы до рабочего состояния
- Токарь возвращается к станку
- Токарь начинает работать
Если вы знакомы с понятием ценности и тем, чем действия, добавляющие ценность, отличаются от действий, не добавляющих ценности, предлагаю вам самостоятельно проанализировать эту последовательность и назвать все действия в этом процессе, которые добавляют ценность конечному продукту.
А теперь представьте, какую часть времени занимают эти действия, которые реально добавляют ценность.
А теперь скажите мне, куда же уходит с рабочего места токарь и что сделать, чтобы он выполнял полезную работу, как и мастер смены, как и мастер заточного участка, как и заточник.
А вот и ответ для проверки: Токарь посчитал приносящими хоть какую-то ценность этапы 2, 17, 22 и 24. «Условно ценными» (не спрашивайте, что это значит) признаны этапы 6, 16 и 21.
P.S. Этот пример используется в курсе «Бережливый рабочий»
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…