• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Бережливое производство в России / Рама, мытая мамой

Рама, мытая мамой

19.06.2013 Автор: Валерий Казарин 1 комментарий Тема: Бережливое производство в России

Совсем недавно я столкнулся с одним интересным явлением. То, что многие называют «бюрократическим языком» и то, что может быть одним из первых признаков отсутствия уважения к персоналу. Да-да. Бюрократизация документов и уважение к людям имеют достаточно интересные связи. Т.е. там, где высока бюрократизация говорить об уважении к людям сложно.

25417_original[1]И хотя вам покажется, что это очень банальная мысль, которая известна всем, я хочу показать, как на примере простых и очевидных признаков оценить глубину проникновения в вашу организацию бюрократии и, соответственно, вершины неуважительного отношения к сотрудникам.

Итак, начнем с заголовка этой статьи.

Представьте, что вы открываете детский букварь, и на странице, где изображено, как молодая женщина моет окно, читаете:

«Рама, мытая мамой»

…

Что за бред?

Там всегда было «Мама мыла раму».

Когда вы учите ребенка читать, одно из последних умений, которые вы хотите ему дать — научить его говорить как мастер Йода из «Зведных войн».

Покопавшись в википедии вы узнаете, что русский язык относится к большой группе языков, в которых естественным порядком слов является следующий: подлежащее + сказуемое + дополнение.

То есть буквально «мама» что делала — «мыла», что именно — «раму».

Откуда же взалась эта рама, мытая мамой? Кто ее придумал?

Я.

Специально.

Чтобы вы снова посмотрели на то, что вы пишете в своих рабочих документах, в описаниях проблем, в результатах реализации предложений и так далее.

«Время поиска упаковки новым сборщиком участка сборки составляет 7 минут.»

Нормальное такое, казалось бы, предложение. Все понятно. «Чего ты пристал, Казарин?»

Ага. Попробуйте построить это предложение по-русски и у вас получится (если сохранить полностью смысл): «новый сборщик ищет упаковку в течение 7 минут».

Почему? Что заставляет нас писать «время поиска упаковки новым сборщиком составляет 7 минут»???

Просто задумайтесь над содержанием этого выражения.

Его тайный смысл станет очевиден, если мы сравним его с другими похожими предложениями, которые, как раз, не являются образцами бюрократического эпистолярного жанра. Например:

  • Забивание гвоздя молотком.
  • Рисование картины кисточкой.
  • Выпиливание детали лобзиком.
  • Поиск упаковки новым сборщиком.

Ну что? Ощутили? Мы, типа, берем нового сборщика и ищем им упаковку (извините за кривой оборот речи, он оставлен для усиления эффекта). Берем потом старого сборщика и ищем упаковку им. И сравниваем два способа поиска. И о, чудо! Старым сборщиком поиск можно осуществить быстрее!!!

Был человек — стал инструмент.

Во-первых, он сразу теряет в этом контексте свое сознание. Становится неодушевленным. даже так — неодушевленным предметом.

Во-вторых, поскольку он — неодушевленный предмет, просто инструмент в нашем процессе поиска упаковки, получается, что он не может быть виноват в том, что он совершает.

Молоток не виноват в том, что разбил вам палец в кровь.

Кисточка не виновата, что вашу картину не продать на Сотсби.

Лобзик не виноват, что деталь получилось кривой.

Новый сборщик… Ну да, он ни при чем.

Получается, что если сборщзик на самом деле балбес, то он тут не причем. Просто поиск не удался. Да и сам по себе сборщик какой? Новый! А Новый Сборщик по определению для поиска не годится. Нужен Опытный Сборщик.

Если рама осталась грязной, то в том случае, когда «Мама мыла раму» понятно кто виноват — мама. А когда «Рама, мытая мамой» — ну, так сама рама — дура, потому что надо было лучше мыться.

Я не силен в лингвистике и точном названии этих понятий, но когда мы пишем «Рама, мытая мамой», у нас мама превращается из активного участника событий, в пассивного. Потому что она уже — не существительное. Существительное в данном случае — рама. С нее и спрос.

И вот когда я читаю описания проблем типа:

  • «поиск упаковки новым сборщиком составляет 7 минут»
  • «… часто при поворотах в коридоре происходит удар в заднее колесо тележки на угле»
  • «снижение производительности станка по сторонним причинам»

мне становится понятно — здесь все участники событий пытаются прикрыть свои косяки, или косяки своих коллег.

Почему бы не написать прямо?

  • «Новый сборщик ищет упаковку целых 7 минут»
  • «Я часто не могу определить правильный угол поворота и ударяю тележку об угол колесом, в результате чего колесо регулярно отламывается»
  • «Время цикла станка выросло, т.к. оператору приходится вручную сортировать и отбраковывать дефектные детали, т.к. Управляющим советом было принято решение сработать бракованную партию»

В первом случае это сродни тому, чтобы сказать «новички ничего не умеют делать» и нарваться на вопрос отдела найма персонала: «а как же вы тогда 10 лет принимали людей и не возмущались???»

Во втором — это все равно что сказать «Я разгильдяй. Зато я придумал, как при этом не ломать колесо.»

В третьем это вообще неполиткорректно по отношению к поставщику деталей и КОМПАНИИ-НАНИМАТЕЛЮ (в лице Управляющего совета).

Поэтому давайте сделаем так, чтобы сотрудники были ни при чем. Виноват поиск (упаковки), удар (колесом) и сторонние причины.

В 99,999% случаев так и есть. Только люди даже в этом случае — не молотки, кисточки и лобзики, а существа мыслящие и принимающие самостоятельные (пусть и не всегда верные) решения.

Либо мы их уважаем, доверяем им и позволяем допускать ошибки (долго искать, ломать колеса и замедлять производственный цикл), либо это инструменты, которые используют.

Вы уважаете свой молоток? А клавиатуру? А монитор, в который сейчас уставились, пытаясь прочитать эту галиматью? Вы испытываете по отношению к ним какие-либо чувства? Нет. Вот и к человеку-молотку — нет. И уважать молоток не за что.

А если хотите проявить к нему уважение — найдите в нем душу, сознание и способность принимать самостоятельные решения и дайте право ошибаться.

Меня вы можете уважать за эту статью, или испытывать раздражение. Потому что Я её написал. А если это «статься, написанная мной», то какие у вас могут быть ко мне претензии? Это просто статья — дурацкая, а мне не повезло — пришлось писать её, а не другую, более умную.

А теперь — домашнее задание

Проанализируйте 10 рабочих документов, которые попадут вам (после прочтения этой заметки) на стол или в почту, с точки зрения роли упомянутых там людей: они там действующие лица, или они там инструменты?

Каждый документ, в котором нет ни одной фразы типа «рама, мытая мамой» добавляет культуре вашей компании 1 балл.

Сколько баллов из 10 вам удалось набрать? Напишите мне, что вы об этом думаете. И ОБЯЗАТЕЛЬНО напишите мне, если вы набрали 10 баллов — вы не пожалеете потраченного времени.

P.S. Кстати, фразы типа «Мама мыла раму» читать и понимать гораздо проще, чем фразы типа «Рама, мытая мамой». Это упрощение понимания является бонусом к тому, что вы проявляете уважение к людям. Именно так — проявите уважение — и вам станет легче жить. А не наоборот: живи проще и появится уважение к людям. Последнее — не всегда факт.

Спасибо albert-magnus за скан из букваря.

Кому это может быть интересно

PressFoto_5956932-MediumPressFoto_1251001-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?
  • ldpp1
    Бережливая разработка. Картирование. Что отличает…
  • mistake-proof_2
    Достижение метода ZQC. Часть 2. Методы пока-йоке
  • ant-rozetsky-plant
    Какие проблемы могут возникнуть при внедрении 5S
  • butterfly-valve
    Подготовка производства. 2. Как сделать один продукт
  • handsome man standing over blackboard  with drawn dollar concept
    Цена и прибыль - какова же, всё-таки, формула?

Ключевые слова: Директор, развитие персонала, уважение к людям, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Trackbacks

  1. Я работаю без печати:
    04.09.2014 в 13:25

    […] Здравствуйте, Рама мытая мамой. […]

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Ежедневный план производства, включающий в себя количество и типы изделий, которые должны быть произведены, не предоставляется в гемба, чтобы удержать персонал от производства матрацев в соответствии с их собственным представлением об удобстве вместо приспособления к заказам потребителей.

— Масааки Имаи, Гемба кайдзен, стр. 177

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти