Как постоянного аудитора Кубка им. А.К. Гастева, организаторы попросили меня рекомендовать своих клиентов для участия в Кубке. Но я подумал, и решил написать вместо этого статью о том, кому и зачем стоит участвовать в Кубке.
До сих пор конкурс лидеров производительности на Кубок им. А.К. Гастева вызывает неоднозначное отношение у сообщества специалистов, занимающихся применением принципов и методов бережливого производства, в том числе из-за связей с компанией «Оргпром»: многие считают этот конкурс просто очередным PR-мероприятием.
Стоит ли в нем участвовать и кому?
Для начала стоит сказать, что в конкурсе принимает участие не очень много компаний: их количество пока ограничено двухзначной цифрой. Согласитесь, не так уж и много для страны, в которой живет более 140 миллионов человек. Кроме этого, все известные «гранды», разве что кроме Росатома и РЖД, игнорируют этот конкурс по разным причинам.
Поправка: получил уточнение от организаторов. В конкурсе уже участвовали подразделения Сбербанка, Газпромнефти, Трансмашхолдинга, Татнефти, Желдорреммаша, Оборонпрома, ОАК.
С одной стороны, это означает, что конкурс пока не получил всеобщего признания. С другой стороны, количество участников каждый год растет и количество желающих «припиариться» к конкурсу тоже растет — посмотрите на сайт конкурса в интернете и оцените количество спонсоров.
Как это можно использовать?
1. Удовлетворить амбиции
Если у вас есть амбиции стать «самым продвинутым лин-предприятием России», то игра стоит свеч: у любой компании-участницы пока еще есть хорошие шансы выиграть кубок несмотря на размеры и малые собственные ресурсы. Что для это надо сделать? Принять участие в конкурсе первый раз, вытянуть из аудиторов максимум рекомендаций и вложиться в их реализацию в течение следующих нескольких лет. Потом снова принять участие в конкурсе и выиграть. Как говориться «раз плюнуть». Хотя, конечно же, чтобы одолеть сегодняшних лидеров, придется сильно напрячься при любых ресурсах.
2. Получить оценку развития
Кому еще, кроме амбициозным потенциальным лидерам отраслевых рынков, имеет смысл участвовать в конкурсе? Конечно же тем, кто хочет узнать «куда копать»: если компания только-только начала применение методов бережливого производства, проводимый у участников конкурса аудит позволит ей выявить плюсы и минусы существующей производственной системы, найти точки роста и получить рекомендации экспертов о том, что и как делать, чтобы эти точки роста не остались точками.
По сравнению с комплексной предпроектной диагностикой аудит конкурса, конечно же, менее глубок и имеет определенные ограничения по масштабам, однако, определенно он обойдется дешевле, чем диагностика, но при этом позволит оценить общий уровень развития компании. При этом нужно понимать, что аудит не ставит целью разработать план развития компании — это компании-участнице придется делать самостоятельно.
3. Продемонстрировать приверженность
Еще один хороший повод принять участие в конкурсе — это демонстрация приверженности руководства компании принципам бережливого производства. В тех случаях, когда руководство не так давно начало применение методов и подходов бережливого производства и стремится продемонстрировать сотрудникам свою приверженность этому подходу к управлению, участие в конкурсе может оказаться крайне полезным: сотрудники увидят, что компания «вкладывается» в развитие бережливого производства, кроме того, у них появится возможность пообщаться со специалистами, обладающими определенным опытом применения тех или иных методов бережливого производства.
Когда участвовать в конкурсе не имеет смысла
В каких целях не имеет смысла участвовать в конкурсе на Кубок им. А.К.Гастева?
Сначала то, о чем уже сказал.
Нет смысла участвовать в конкурсе, чтобы получить план внедрения методов бережливого производства — этого не будет.
Нет смысла участвовать в конкурсе, если вы думаете, что с первого раза сможете получить Кубок.
Нет смысла участвовать в конкурсе, чтобы похвастаться Кубком перед коллегами, партнерами, конкурентами — они просто не поймут, что это за железяка.
Нет смысла участвовать в конкурсе с целью переманить к себе аудиторов. Проще приехать на церемонию внедрения Кубка и переманивать уже там -обойдется дешевле.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…