Сегодня получил очень показательный пример, как, используя такую простую штуку, как метод «пять почему» можно разобраться, в чем дело.
Вот такой пример анализа случился в жизни.
История
Проблема: заказчик требует вернуть деньги.
Почему: заказ не поставлен вовремя.
(Что делать: поставлять заказ вовремя, и заказчик не будет требовать вернуть деньги)
Почему заказ поставлен невовремя: заказ не смогли укомплектовать.
(Что делать: укомплектовывать заказы вовремя)
Почему не укомплектовали заказ вовремя: не заказали материалы.
(Что делать: заказывать вовремя материалы)
Почему не заказали материалы: закупщик не видит весь заказанный набор в программе
(Что делать: вносить весь набор в программу)
Почему не внесли всё в программу: у продавца нет программы
(Что делать: установить программу)
Выводы: временно можно, конечно, передавать данные через Excel, но нужно ставить программу.
Проблемы
Первая проблема в этом анализе заключается в формулировках того, «что делать».
Представьте такой анализ:
Я упал в лужу
Почему: поскользнулся.
Что делать: не поскальзываться.
Почему так произошло…
Как вы думаете что здесь не так? Всё в порядке? Окей, я лежу в луже, намокаю всё сильнее и сильнее, а контрмера против этого — не поскальзываться. Но я уже поскользнулся и валяюсь в воде. Еще и грязной. Еще и ладонью упирался и содрал кожу. Что мне делать? Не поскальзываться? Ничего подобного! Встать мн надо, в первую очередь, из лужи.
Когда я в 2002 году сломал ключицу, потому что поскользнулся, я не лежал на снегу в два часа ночи, а встал и пошел дальше. Потому что если бы я там лежал и думал: «вот черт, не надо было поскальзываться, мало ли что ты именно об этом думал за две секунды до падения, все равно не надо было поскальзываться…», я бы, наверное, еще долго бы валялся, пока уровень адреналина постепенно бы не снизился, и я бы не начал кричать и звать на помощь, потому что самостоятельно я бы до дома уже не дошел. А так дошел и попал в травмпункт намного раньше.
То что случилось — уже случилось, и контрмеры — они на то и контрмеры, чтобы для начала устранить последствия.
Классический пример с маслом, вытекающим из станка помните?
Почему человек в грязной одежде ходит по цеху?
Потому что станок протекает, масло попало на пол и человек в нем вымазался.
Что делать? Не вымазываться в масле? Ага. И табличку поставить рядом: мокрый пол. А потом передвинуть ее подальше, чтобы захватить расширяющийся край лужи масла, и поставить еще одну с другой стороны.
Нет. Что делать — масло вытереть.
Попробуем разобраться, что все-таки нужно было бы писать в этом анализе.
Переиначенная история
Проблема: заказчик требует вернуть деньги.
Почему: заказ не поставлен вовремя.
(Что делать: уговорить заказчика принять заказ с дополнительной компенсацией его ущерба, либо вернуть деньги. Всё-таки облажались и первым делом нужно просто исправить то, что налажали.)
Почему заказ поставлен невовремя: заказ не смогли укомплектовать.
(Что делать: выяснить, когда можно будет укомплектовать заказ и выслать его заказчику, сообщить заказчику новую дату и попробовать уговорить.)
Почему не укомплектовали заказ вовремя: не заказали материалы.
(Что делать: Ага! Все-таки не заказали! Так заказать наконец, если заказчика удалось уговорить на предыдущем этапе.)
Почему не заказали материалы: закупщик не видит весь набор позиций заказа (обратите внимание, здесь я уже исправил ответ, потому что на самом деле дело не в том, что он не видит весь набор в программе, а он вообще его нигде не видит).
(Что делать: передать информацию о заказе закупщику электронной почтой)
На этом этапе мы должны вставить еще кучу промежуточных почему. Автор анализа поступил как Шерлок Холмс — дал конечный результат, пропустив всю дедуктивную цепочку. Но в итоге упустил важные детали, т.к. сработала всем нам характерная привычка сразу бросаться к решению, не разобравшись в деталях проблемы.
Почему закупщик не видит весь набор позиций заказа?
Потому что ему устно по телефону сообщили только ключевые позиции заказа.
(Что делать: если закупщик до сих пор не знает, что он недозаказал, то сообщить ему наконец!)
Почему информацию сообщили устно и неполностью?
Потому что каждый продавец сообщает информацию о своих заказах так, как считает нужным.
(Что делать: передать таки информацию в письменном виде и проверить у получателя, что он получил, чтобы убедиться, что будет заказано все полностью.)
Почему каждый продавец сообщает информацию так, как считает нужным
Потому что нет установленного порядка, что и как передавать
(Что делать: договориться наконец-то о таком способе и сделать стандарт на передачу заказа, включая бланк заказа и способ проверки полноты заказа.)
Почему до сих пор нет такого порядка?
Потому что известный нам порядок полной и достоверной передачи информации пока не работает.
(Что делать: придумать другой порядок, если известный не работает)
Почему известный нам порядок полной и достоверной информации не работает?
Потому что он будет работать в программе планирования, но ее не установили.
(Что делать: раз нет программы, придумать, как реализовать этот порядок без нее.)
Почему не установили программу?
Потому что ее не настроили для работы.
(Что делать: выяснить, чем мы можем помочь в настройке и помочь)
Почему не настроили программу?
Потому что не хватает данных для ее работы.
(Что делать: выяснить, каких данных не хватает, собрать и помочь внести их.)
Почему нет данных?
Потому что вводом данных занимаются полтора человека, а мы все только ждем, не помогая им ничем.
(Что делать: помочь проверить и доввести ассортимент продукции для заказов)
Продолжить до надоедания…
Я думаю, перечисленных действий более чем достаточно, для того, чтобы исправить ситуацию и не допускать ее повторения, вместо того чтобы просто ждать счастья от айтишников, которые продали волшебный горшочек, но никак не могут заставить этот горшочек варить.
Переделанная история не обязательно является правильной, ведь я не знаю деталей проблемы, и мне приходится их домысливать. Выяснить детали можно только в гембе, разбираясь с тем, что же произошло. И формулировки ответов могут быть другими
Выводы
1. Наверное, стоит задавать вопрос не «что делать» вообще, а «что я могу сделать в этой ситуации, чтобы ее исправить». Тогда смысла в ответах будет больше.
2. Попытки «проскочить» некоторые ответы приводят к «заранее известным решениям», которые чаще всего не являются решениями вообще. Примером такого заранее известного решения является ответ на вопрос «что делать» следующего содержания: «повысить зарплату».
3. «Заранее известные решения» — это готовый, иногда даже неперсонифицированный «козел отпущения», на которого всегда можно свалить любую проблему. И если у вас «пять почему» всегда заканчивается одним и тем же, скорее всего, это является признаком какой-то системной проблемы в компании. В данном случае менеджмент компании в ожидании счастливых времен, когда система планирования будет решать все проблемы, бросил заниматься управлением, выстраиванием и отладкой своих процессов, и решает только «горящие проблемы», а любые проблемы, которые нельзя решить за 5 минут (ну хорошо, за час), сваливает на текущую неработоспособность программы.
Главный вывод: метод «пять почему» на самом деле прост, но отнюдь не лёгок в исполнении. И при кропотливом подходе позволяет много чего узнать о том, почему же на самом деле дела обстоят так. как обстоят, а не так, как хочется, чтобы они обстояли.
Фото взято отсюда.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Алексей says
Спасибо за такое емкое и подробное объяснение. К сожалению занимаясь внедрение бережливого производства на крупном предприятии в крупном холдинге в 95 % случаях сталкиваешься с предсказуемыми ответами на 5 почему «дайте нам людей» «нам за это не платят» «это не в моей компетенции» и, что самое напряжное, приходится это слышать от людей руководящего звена, которые через колено заставляют подчиненных заниматься внедрение lean технологий, а сами не готовы к изменениям. Еще раз спасибо за статью!
Станислав Ляпунов says
Полезно. Наше традиционное качество действительно — не вникать глубоко в метод, а услышав знакомые слова — выдать результат: знаем, плавали. Абсолютно согласен с тем, что внешняя простота метода обманчива и требует навыков. ПОддерживаю мнение, что перенаправление вопроса на возможность своего действия по влиянию на причину является ключевым и весьма полезным.