Как консультанту, мне часто задают один вопрос: посоветуй, что нам делать, с чего начать. Я давал ответы на этот вопрос в разном виде: и устно, и в виде письменного отчета, и в виде презентации, и даже в видеоформате; этот ответ мог быть кратким, подробным, развернутым, детальным или даже в виде плана действий на несколько месяцев вперед.
Но в последнее время я всё чаще прихожу к мысли, что желание клиента получить от консультанта «по максимуму», как и желание консультанта отработать клиентские деньги, «выдав максимум рекомендаций», могут сыграть дурную шутку, а на самом деле рекомендаций должно быть немного, и они не должны уходить в будущее на столетия. Если конечно этот консультант, как и я, занимается улучшением операционной деятельности, а не созданием «выигрышной стратегии на века».
Рон Деннис, глава гоночной команды Формулы-1 McLaren когда-то сказал: «Чтобы финишировать первым, сперва нужно финишировать». Рассуждая о совершенстве бизнеса, это стоит воспринимать так: сначала вы должны попробовать сделать то, на чем вы планируете зарабатывать деньги. Провести эксперимент, или сделать модель продукта, или попробовать оказать услугу. Получилось? Отлично. Вы уже вышли на старт и проехали один круг.
Дальше надо сделать так, чтобы вы могли повторить этот круг, потом еще раз, потом еще, и повторять их раз за разом с предсказуемым результатом до самого финиша — вам нужно выстроить на основе этого эксперимента, модели продукта или пробной услуги устойчивый процесс.
Этот процесс будет кривой, косой, нерасторопный, неэффективный и так далее. Но он будет давать результат, давать его каждый раз, и делать это предсказуемым образом.
И когда процесс заработает, можно начинать его оттачивать: повышать производительность на отдельных этапах, обучать людей, отлаживать коммуникации и так далее — настраивать вашу машину так, чтобы он могла стабильно ехать быстрее чем машины конкурентов.
И уже только потом, в один прекрасный момент, вы сможете достичь финиша первым.
В реальности же часто приходится сталкиваться с такой постановкой задачи: скажи нам, как правильно, мы сразу все организуем по высшему классу.
Теоретически, это возможно. На практике это может обойтись вам в бесконечную сумму денег, и, вообще-то, никто из нынешних лидеров бизнеса (истории создания которых я знаю) ни в одной сфере деятельности так не начинал — чтобы с первого дня все было «все как надо».
Безусловно, с самого первого дня можно представить ту или иную картину того, «как все должно быть». И это будет правильно, т.к. такое вИдение сильно сокращает время, необходимое на развитие компании. Но никто не сможет предугадать, какое видение правильное. Будущее меняется. Прямо сейчас. Руками 8 миллиардов человек. Кто может предугадать результаты этих усилий хотя бы на три дня вперед?
Поэтому от долгосрочных планов мало практической пользы кроме того, что планируя, вы лучше узнаете окружающую действительность. Это полезно. Сам план — нет. План — ничто, планирование — все.
Фактически, быстрее всех развивается не самый богатый или самый умный, а тот, кто лучше прочих может концентрироваться на том, что нужно прямо сейчас. Несмотря ни на какие факторы. Несмотря на то, что то, что нужно делать — неинтересно или неприятно. Несмотря ни на какие другие возможные альтернативы.
И я рад, что есть компании (и менеджеры, конечно же), которые это понимают. И я рад, что клиенты учат меня тому, что важно в тех или иных случаях.
Например, что после слияния важно в первую очередь выстроить доверие между сотрудниками бывших разных компаний и научиться работать вместе, как бы не хотелось отладить только один конкретный процесс. Или что автоматизация складского учета может диктоваться только физической организацией склада. Или что если в компании нет лидера, то невозможно улучшить ее процессы. Или что без цифр вообще невозможно определить, насколько стабилен тот или иной процесс. Или что не создав надежную сервисную службу не получится увеличивать производственные мощности только за счет покупки новых станков и людей. И так далее.
Иностранцы говорят в таких случаях First things first. У нас обычно говорят: «Так, давай всё по порядку…»
Есть идеи, которые проще реализовать, которые интереснее реализовать, и которые можно быстрее реализовать. Но пока вы занимаетесь второстепенными идеями, главное не изменится. Чтобы финишировать первым, сперва нужно финишировать.
Фото взято отсюда.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Денис says
Здорово. Спасибо.!)