Американский интернет-сайт cars.com, лидер на американском информационном рынке для покупателей и владельцев автомобилей, каждый год проводит исследование под названием American-Made Index, по-русски «Список произведенного в США».
В этот список попадают автомобили, произведенные и купленные в США. При составлении списка учитываются такие факторы, как процент деталей, которые с точки зрения закона могут считаться на американском рынке «отечественными», был ли автомобиль собран в США и продан в США. Из списка исключаются автомобили, доля локализованных запчастей в которых ниже 75%, так же исключаются модели, которые производятся только за пределами США или чье производство будет в ближайшем времени прекращено.
И вот каков список 2016 года:
- Toyota Camry
- Honda Accord
- Toyota Sienna
- Honda Odissey
- Honda Pilot
- Chevrolet Traverse
- GMC Acadia
- Buick Enclave
И вот где их производят:
В прошлом году их было всего семь — рекордный минимум. еще в 2011 году в список могли попасть десятки автомобилей. Глобализация приводит к тому, что количество автомобилей, на 3/4 изготовленных в США, продолжает уменьшаться даже не смотря на то, что авторынок США растет.
Как вы заметили, 5 первых из 8 автомобилей производятся японскими компаниями. Последний раз американский автомобиль возглавлял список «сделано в США» в 2014 году, и это был пикап Ford F-150. Конечно, большая детройтская тройка GM, Ford и Fiat Crysler Automobiles до сих пор обеспечивают 2/3 рабочих мест в американском автопроме и им принадлежат 25 из 42 работающих в США заводов. Еще 17 заводов принадлежат девяти другим производителям: BMW, Honda, Hyundai-Kia, Mercedes-Benz, Nissan, Subaru, Tesla, Toyota и Volkswagen.
Вклад иностранных компаний в экономику США тоже велик: 3% иностранных прямых инвестиций приходится на автопром, в 2015 году это составило более 74 миллиардов долларов. Японская ассоциация производителей автомобилей в декабре 2015 года сообщила, что количество произведенных японскими компаниями в США автомобилей выросло с 2,3 млн. штук 1995 году до 3,8 млн. штук в 2014 году.
Как видно на следующем графике, производство Toyota Camry дает работу самому большому количеству людей на сборочном производстве, однако, это еще и очень прибыльное производство.
Но это еще не весь эффект произвосдтва автомобилей на экономику США. Автопроизводители напрямую нанимают 322 тыс. американских рабочих, но еще 521 тыс. человек производят для них детали, а еще 710 тыс. человек продает и обслуживает автомобили. Так что конкретная автомобильная марка дает работу не только сотрудникам сборочного завода.
Авторы списка отмечают, что всё меньше американцев заботит вопрос «где произведен мой автомобиль». Из 892 опрошенных жителей только 13% сказали, что купят только автомобиль американского производителя. Всего год назад это волновало 28% опрошенных.
Несколько финальных замечаний
Американские компании пытаются получить выгоду, переводя производство в страны с дешевой рабочей силой — например, в Мексику, но продолжают проигрывать в прибыли. Японские компании стремятся перенести производство как можно ближе к потребителю. Они при этом могут потерять в стоимости человеческого труда, но другие, сэкономленные издержки, позволяют им по прежнему получать высокую прибыль.
Кто будет прав, как всегда рассудит время, но это исследование, как мне кажется, показывает эффект бережливого мышления с совершенно необычной стороны.
Фото Toyota Camry найдено здесь.
Остальные иллюстрации и оригинал списка автомобилей American-Made Index взяты с сайта cars.com.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…