Методика «Рабочий инструктаж» была создана в прошлом веке для того, чтобы научить мастеров обучать новых рабочих выполнению определённых рабочих операций.
Но зачем вообще нужно обучать?
В методике даются примеры тех проблем, с которыми может сталкиваться предприятие в стремлении достичь своих производственных целей.
И вот этот список:
- Продукция и услуги не соответствует техническим требованиям и запросам клиента.
- Стандарты контроля отсутствуют или не соблюдаются.
- Чрезмерно большой объем производственного брака и переделок.
- Избыточный износ инструментов и оборудования.
- Частые задержки и перебои в поставках.
- Средства индивидуальной защиты, приспособления и оборудование, предназначенные для повышения безопасности работ, не используются.
- Работники не заинтересованы в выполнении своей работы.
- Работники невнимательны.
- Продолжительность накопления необходимых знаний и обучения всем навыкам слишком велика.
- Работники медленно обучаются.
- Не соблюдаются стандартизированные рабочие процедуры .
- Плохо соблюдаются принципы организации рабочего пространства.
- Расходные инструменты и материалы расходуются небрежно.
- На производстве нередки случаи травмирования работников.
- Инструменты и оборудование часто ломаются.
- Работники не выходят на работу или уходят в течение рабочего дня со своих рабочих мест.
Для начала попробуйте мне сказать, что эти проблемы изжили себя за последние лет 50-70. Ничего подобного. Производственные предприятия как существовали с этими проблемами, так и продолжают существовать.
Но на самом деле интересен второй вопрос, который задаётся слушателям курса «Обучение в производстве»: оцените, какие их этих проблем можно решить (либо снизить их влияние на производство) за счет обучения.
Вы можете не найти для себя убедительных аргументов для обоснования устранения пары-тройки из этих проблем за счет обучения, но в целом влияние только очень малой доли проблем, с которыми предприятие сталкивается в ходе своей производственной деятельности, не снижается с помощью обучения сотрудников.
Именно поэтому я соглашусь с авторами программы «Обучение в производстве» в том, что обучение является одним из важнейших навыков руководителя, и что владение методикой «рабочего инструктажа» может оказать существенную помощь при повышении эффективности деятельности вверенных вам подразделений.
И я имею в виду настоящий навык применения «рабочего инструктажа», во всём его масштабе, разложенном на четыре этапа инструктажа, и во всей его глубине, подтверждаемой каждый раз как минимум четырьмя демонстрациями операции стажёру и четырьмя повторениями стажёром увиденного. Это совсем другое, чем сделать работу один раз, показав пару хитрых профессиональных приёмов, чтобы вызвать у стажёра зависть к своим навыкам, и сказать после этого: «учись, а то всю жизнь ключи подавать будешь».
Андрей Молодцов says
Обучение должно быть такой же системой, как все остальное : управление по потокам(материальный, информационный, финансовый), процессы, развитие, проекты, оптимизация. Только в этом случае, названные проблемы и многие другие решаются успешно.
Строится контурами:
— вводный инструктаж и тестирование кандидата на вакансию;
— обучение через школы мастерства или наставничество в первые 2 недели работы (стандарты, правила, культурно/этические аспекты, т.д.);
— переодическое обучение и тестирование в рамках развития взаимозаменяемости;
— переодическое обучение в рамках развития системы подачи рац предложений и кайзен проектов;
— переодическое обучение в рамках карьерного роста, по требуемым компетенциям нового уровня;
— переодическое обучение по развитию технологического инструментария для повышения специализированных компетенций;
— переодическое обучение обновляемым стандартам предприятия;
— переодическое обучение продуктам смежных подразделений, чтобы влиять на них более четким набором требований
Вот список, применимый почти к каждому сотруднику предприятия…..кроме совсем низкоквалифицировнных вспомогательных.