Завтра на сайте будет опубликовано интервью с генеральным директором Федерального центра компетенций в сфере производительности труда Николаем Соломоном, которое мне посчастливилось записать в июне этого года.
Сегодня в Facebook и на Youtube я опубликовал два трейлера к этому интервью, «Вопросы» и «Ответы». И трейлеры, во-первых, вызвали интерес, а, во-вторых, широкую гамму эмоций разных специалистов. В связи с этим я думаю нелишним рассказать о том, зачем я вообще брал это интервью и зачем я, как некоторые говорят, «пропагандирую ФЦК».
Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда, или, сокращенно, ФЦК, начал свою работу в прошлом году, фактически выполняя роль оператора нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». И хотя он работает уже больше года, вокруг его деятельности для экспертного сообщества много неясностей: стоит ли связываться с ним, насколько хорошие результаты он выдает, как вообще можно реализовать эту странную цель «рост производительности на 5% в год к 2024 году» и так далее…
28 марта я был на пресс-завтраке, организованном PR-службой ФЦК для СМИ, где у меня была возможность задать Николаю Соломону массу каверзных вопросов, но я эту возможность упустил, обменяв, как оказалось в итоге, на другую — записать полноценное интервью.
Каверзных вопросов уже тогда было много, т.к. мои коллеги успели поработать на нескольких проектах, курируемых одним из региональных центров компетенций, у меня сложилось уже некоторое представление о том, как работает ФЦК, и можно было либо развеять домыслы, либо подтвердить.
Вопросы, в итоге, я задал уже в июне, после того, как на одной из встреч Клуба Линтузиастов мы приняли целый десант сотрудников ФЦК и имели возможность услышать принятую в центре методологию ведения проектов.
Уже тогда меня спросили — зачем ты позвал их на встречу клуба?
Для меня всё объясняется очень просто, и есть сразу несколько аргументов за то, чтобы освещать деятельность ФЦК.
Подробнее.
1. Друзей держи близко к себе, а врагов — еще ближе
ФЦК — новый и очень серьёзный конкурент на рынке управленческого консалтинга для промышленности. У него на данный момент есть существенные преимущества перед всеми остальными участниками рынка — право предлагать свои услуги даром (т.к. их оплачивает государство через нацпроект) и мощные административные рычаги, т.к. ФЦК так или иначе аффилированно с государством.
Если ФЦК гонит лажу, об этом надо рассказывать, чтобы все знали, что это сильный, но плохой консультант. И тогда о нем надо рассказывать.
Если ФЦК даёт качественный результат, нужно понимать, как он это делает, и значит, в это надо разобраться, а разобравшись, рассказать самое важное для остальных, чтобы все понимали, за счет чего с ФЦК можно бороться-конкурировать, а за счет чего — нельзя.
2. Powerful game-changer
Тот самый случай, когда по-английски сказать проще, чем по-русски. В общем, ФЦК — это не только новый игрок на рынке, это еще и игрок, который меняет правила игры.
И если вы не знаете его правила, то есть шанс, что вы окажетесь «в пролёте».
Я обычно нахожусь в убеждении, что я основательно изучаю своих конкурентов. Может быть не их самих, а их методы работы на рынке.
И в работе ФЦК есть много нового. И мне не хочется попасть впросак, если очередной клиент спросит меня: а зачем я должен обращаться к тебе за деньги, а не идти в ФЦК задаром? Лучше я сам расскажу этому очередному клиенту, почему ему надо идти в ФЦК, а почему — лучше обращаться ко мне.
Но чтобы это рассказать внятно и аргументированно, нужно понимать, как действует ФЦК. Как он «продаёт» свои услуги, как он их осуществляет, какие требования возлагает на клиентов и так далее.
3. Мотивы, цели, задачи и методы
Чтобы никто ничего не перепутал: я являюсь ярым противником ГОСТов по бережливому производству, и я не могу отнести себя к сторонникам нацпроекта «Производительность труда и занятость населения». Более того, ко всему прочему я еще и полагаю, что господин Министр экономического развития Максим Станиславович Орешкин, который является руководителем нацпроекта, так себе министр и совсем невыразительный руководитель проекта. По крайней мере, несколько раз уже он себя проявлял не с лучшей стороны, на основании чего мое мнение о нем и сложилось.
За чашкой чая в McDonalds я могу вообще сказать, что этот нацпроект — это пример распила госбюджета. Но. Глядя на бюджеты других нацпроектов, хочется, во-первых, пожалеть «пильщиков», которым достался такой «крохотный» кусок пирога, всего 52,1 млрд. руб. из 25,7 триллионов рублей общего бюджета всех национальных проектов. Во-вторых, со временем начинаешь задумываться о том, что даже если часть этих денег «попилена», то другая часть уходит туда, куда надо — на повышение эффективности промышленности.
И это то направление усилий, которое совпадает с моей личной целью. А это означает, что в этой части я и ФЦК — не конкуренты, а партнеры.
Хорошо. Пусть на пользу пойдет на 52,1 млрд. руб., а всего два, или полтора, но это полезные деньги. И если остальные находятся вне нашего внимания, то в отношении той части бюджета, который пойдет «в дело», хочется надеяться и убедиться, что он точно идёт в дело.
4. Люди — это не государство
В ФЦК работает достаточное количество людей, чей профессионализм достоин уважения. Я могу не соглашаться с тем, зачем они проявляют свой профессионализм там, а не где-то в другом месте, но это не мешает мне уважать их самих и внимательно относиться к тому. что и как они делают.
Интервью с Николаем Соломоном помогло мне понять, что и сам он является достойным уважения человеком и руководителем. Да, конечно, это не означает, что предприятие, которым он руководит, автоматически тоже становится достойным уважения, но у меня, по крайней мере, сохраняется надежда, что если первый руководитель говорит правильные вещи и за полтора часа интервью ни разу не «прокалывается» на неловких темах, то и действует он в соответствии с тем, что говорит, а для меня это означает, что пользы от деятельности ФЦК в конечном итоге будет больше, чем вреда.
Вы можете сказать «продажные политики и не такое тебе наговорят», но я вам отвечу — я уже видел некоторое количество «продажных политиков» и «чудо-менеджеров» вживую. Их кривобокая мотивация и косное мышление проявляются достаточно быстро и однозначно. И я, конечно, не эксперт-психолог, поэтому могу ошибаться.
5. Генчи генбуцу
Одна из важнейших концепций бережливого производства — принятие решений в гембе, именно там, где осуществляется деятельность, а не в «роскошных кабинетах».
Я знаю многих коллег, кто кидает камни в ФЦК, но при этом мало знает о том, что, как и почему делает ФЦК. У меня появился шанс узнать немного больше об этом, не устраиваясь на работу в центр, как мои коллеги, и я решил этим шансом воспользоваться.
Если вам интересно, что я узнал — вы посмотрите завтра интервью с Николаем Соломоном. Если не интересно — вы его проигнорируете и скажете «Казарин совсем продался».
А чтобы подогреть ваше желание увидеть интервью, вот вам два трейлера.
Трейлеры к интервью? Ну конечно! Оно же длится больше часа!!! Вы представляете, как сложно «досидеть до конца» такого длинного фильма? Если вы будете знать, какие сюжетные повороты вас ожидают, «досидеть» вам будет определённо проще.
Трейлер «Вопросы»
Трейлер «Ответы»
Чем это отличается от ГОСТов
Почему я являюсь ярым противником ГОСТов, но принимаю ФЦК как данность?
Хороший вопрос, ответ на который мне нужно и самому себе тоже дать.
Я стал противником ГОСТов, когда их только собирались разрабатывать. Если бы я родился в тот момент, когда ГОСТы уже существовали, то у меня не было бы вариантов, кроме как принять их существование и как-то жить с этим.
Да. Меня звали в команду разработки. И я намеренно прикладывал усилия, чтобы отговорить ряд коллег от того, чтобы в этом участвовать.
В ФЦК меня не звали (хотя меня просили рекомендовать кандидатов), и мое мнение о том, нужен ли ФЦК никто не спрашивал. Поэтому для меня ФЦК — данность.
С другой стороны, если ГОСТы — это сущность, которая сама по себе ничего не делает, т.к. это только бумага, а делают что-то те, кому она нужна или не нужна, то ФЦК — это реальная движущая сила на рынке.
А за движущими силами нужно следить. Хотя бы для того, чтобы не попасть в жернова, к которым они приложены.
Наверное, отличия именно в этом. Я внимательно слежу за деятельностью ФЦК. И я не премину возможностью крикнуть «А-гаааа! Облажались!!!», когда такое произойдет, т.к. ФЦК всё-таки в каком-то смысле мой конкурент. Даже если я крикну это со своего балкона в частный сектор, расположенный перед моим домом.
Но пока есть скорее разумно объяснимые косяки, чем полная лажа. Да еще и такие косяки, над исправлением которых ФЦК работает. Так что буду продолжать следить.
Послесловие
Если я вас не убедил в том, что я «не продался ФЦК», то я не буду напрягаться по этому поводу. Мне захотелось самому себе дать объяснение тому, почему я этим занимаюсь. Выводы вы можете делать самостоятельно.
Полная версия интервью с Николаем Соломоном будет опубликована завтра, 09.08.2019.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Андрей Молодцов says
Валерий, все правильно сказано, согласен с доводами на все 100! И интервью судя по всему интересное, и Николай, и его команда достойны всяческого уважения… и конечно это серьезнейший передел рынка консалтинга, совершенно ничем не отличающийся от переделов всех остальных рынков в РФ,… где свободная конкуренция меняется на работу через прослойки, или в сильно зауженных рамках, при огромной доле навязанного рычагами госмашины монополиста.
Почему провалился проект Сколково? В мотиве руководителей лежал попил госсредств?… да, но не только это… Есть вещи, в неволе не размножающиеся… Вроде как подход неплохой, собрали отличных, инициатвных ребят(с частью знаком лично), дали им поддержку и кто-то должен был на этой волне выстрелить?!… ан нет, они были отличными ребятами и до Сколково, и от Сколково получили что-то для себя, НО не превнесли ничего для страны… т.к. этот «Золотой зуб» был помещен в «гнилую челюсть»… Ни свободного рынка инвестиций (последний инвестор, помогавший Яндексу сегодня под арестом), ни производственных кластеров (цепочек поставок, на которых как на дрозжах растет китайский инновационный промпотенциал), ни свободного рынка где условный Дуров становится на десять голов выше капиталистом чем условный Ротенберг (нет, Дуров тут только все теряет…. понятно через какие механизмы)…. В общем не создав среду из сопутствующих систем «Силиконовую долину» не получить…
Так и с ФЦК, … что самое печальное, так то, что в долгосрочной перспективе этот всплеск приведет к падению спроса на консалтинг… Так бывает всегда на море, после затопления берега большой волной, дальше большой отток…. Получившие помощь по госфинансированию, будут надеятся что сами смогут как то далее что-то доразвить, не получившие будут опираться на тот результат, какой есть у получивших — а за короткий срок понятно, что системных изменений там не произойдет…. Кроме того, на все более становящемся «не свободным» рынке, первое значение приобретают далеко не инструменты Бережливого производства, а связи, госклиенты, и другие не рыночные воздействия … согласитесь, что люди «умеющие решать» и люди «строящие системы эффективного управления ресурсами», в руководстве компаний — это совершенно разные типы мышления, с совершенно разными перспективами запроса на развитие методик, которые на этой волне ФЦК будут широко представлены (еще одна мотивация рынка «до нацпроекта», была относительная «диковинноть» Лин — я всегда проводил параллель с обследованием врачем, повод по которому клиент дошел до врача не особо важен, важно что он получил медпомощь).
Чтобы меня не считали фаталистом, пессимистом, конечно же виден огромный плюс — волна хайпа позводит в короткой перспективе войти на многие предприятия, задействовать потенциал имеющихся внутри сотрудников, кому-то из них реализоваться и выйти на рынок труда уже в новом качестве (наш или зарубежный… будет зависеть от динамики рынка, появления/ухода компаний, где можно себя в этом новом качестве применить….перспектив экономики в общем)
Айсен says
Все отлично описали.
Ася says
Очередная пилорама бюджета. 100% все это закруглится в ввиду не эффективности, после того как заработают нужные люди, те кто в теме , т.е. «в гембе».
Валерий Казарин says
Вообще говоря, с момента публикации этой заметки прошло 3 года и для формирования суждений можно уже не догадки строить, а опираться на вполне известные факты. 😉