Коллеги-конкуренты прислали рекламу курсов по цифровизации — тема новая, модная, на ней можно хорошо подзаработать, «на хайпе», как сейчас говорят.
Читаю, и не приходит ничего иного на ум, как выражение smoking bullshit. Даже не знаю, как прилично написать по-русски, пусть так и остаётся.

Вся подборка называется «7 фактов об автоматизации, которые следует знать». Приведу, с комментариями.
1. Цифровизация — основной драйвер развития производственной системы.
Полная чушь. Цифровизация сама по себе не повышает производительность. Если её использовать как «кнут», то можно что-то выжать из текущей производительности. Не более того.
Цифровизация может служить драйвером развития расходов на производственную систему, может увеличить расходы на ИТ-поддержку. Драйвером развития производственной системы может быть только руководитель надлежащего уровня. Гендиректор, исполнительный директор, директор по производству или директор по развитию.
2. Производство управляется в реальном времени.
Дешевый популизм и жонглирование словами. А что, без автоматизации производство управляется в нереальном времени? В сказочном? Хуже того, целые несколько поколений первых систем управления осуществляли управление на основе данных, которые собирались раз в год, месяц или неделю, а значит, ни сами данные, ни решения, принятые на их основе, не были «в режиме реального времени». Да и сейчас, чтобы принимать решения в режиме реального времени, нужны мониторы с текущими циферками, как в фильме «Матрица», а не «приборные панели» (dashbpards) с интегральными показателями.
3. Качество начинается с честных цифр.
«Истинно так, говорю я вам». Но при чем тут автоматизация или цифровизация? Если вы не видели примеров, как автоматика выдаёт «нужные нам» данные, то у вас нет опыта работы в производстве.
«Автоматизация позволяет выявить реальные цифры и состояние процесса». Туфта. Автоматизация позволяет выявить те значения цифр и состояние процесса, которые снимают всевозможные датчики. Кто считает, что датчики не обмануть, видимо не знает, что высокую температуру человеческого тела можно симулировать, подержав градусник на батарее или в чашке с горячим чаем. Главное — не переусердствовать, а то «больного» увезут в реанимацию «с температурой далеко за 40…».
4. Объективная оценка трудового вклада каждого сотрудника.
Там еще дописано: «пока не будет цифровой оценки качества труда персонала, предприятию будет невозможно конкурировать с действительно цифровыми предприятиями».
Ботва класса экстра. Перевожу: «пока у вас нет коньков, вы не сможете обогнать чемпиона мира по конькобежному спорту». Еще как смогу, если поеду на машине.
Объективной оценки труда быть не может в принципе. Для этого нужно сопоставляться с абсолютным показателем. А все сравнения производительности всегда только относительные: относительно лучшего продавца года Васи Пупкина, или относительно среднестатистического токаря Василия Васильевича Пупкина, или относительно взятых с потолка показателей производительности. В любом случае, без субъективности при выборе сравнительных критериев не обойдётся.
5. Нулевой брак.
Капитальная туфта. Автоматизация измерений и лабораторных оценок могут лишь запереть брак внутри предприятия. Без продуманной отладки процессов производства брак не снизить только за счет его тщательного подсчета в автоматическом режиме.
6. Цель автоматизации — выгода заказчика.
Развесистая клюква. Цель автоматизации — обеспечить безбедное существование автоматизаторам. Чтобы обеспечить выгоду заказчику, нужно делать только то, что ему нужно, а не заниматься реализацией модных течений менеджмента.
Вот когда на предприятии нет хаоса, можно переходить к автоматизации. У нас же первую часть этого сложного предложения игнорируют, сразу упрощая «можно переходить к автоматизации».
7. Опыт лидеров должен превратиться в «стандартный» продукт.
Высокопарная муть. Должен? Нет. Опыт никому ничего не должен. Лидеры не отдадут вам даром свой опыт. Хоть в формате ИТ-продуктов, хоть в любом другом формате. И «стандартного продукта» из этого опыта не выйдет.
Кто думает иначе — тем предлагаю почитать ГОСТы по бережливому производству и извлечь из них опыт лидеров, участвовавших в написании этих ГОСТов. Примерно с гулькин нос опыта лидеров на всю группу ГОСТов по бережливому производству.
Короткое резюме
Читая рекламные слоганы, стоит анализировать, что нам, вообще говоря, хотят сказать. Среди рекламщиков есть умные и талантливые люди, но как и везде, в рекламе и маркетинге есть полно дилетантов, не разбирающихся в том, о чем они пишут или говорят, но стремящихся быстро заработать на общей шумихе. Не поддавайтесь на их сладкие обещания.
Кому это может быть интересно





Узнать, кто эти люди…
Супер! Придерживаюсь таких же взглядов. Все хотят большую зеленую пилюли, которую принял — и сразу хорошо все стало. Идея, безусловно, сильная, только стоит она в одном ряду с такими известными артефактами, как скатерть-самобранка или ковер-самолет. Сказочная, одним словом вещь. Поэтому и тезисы тоже из сказки.
Валерий, статья просто написана дилетантами — вот и доводы приведены дилетантские.
В действительности (при условии соответствующих вовлечения руководства и настройки процессов) существующие алгоритмы вполне позволяют как качественно прогнозировать требования клиента в зависимости от большого неструктурированных набора начальных условий (можете прочитать про BigData в Leroy Merlin), так и выявлять причины поломок. Целью статьи, наверное, и было это показать — но жонглирование патетичными и модными терминами скрыло смысл.
Другое дело, что для этого нужно
а) иметь стойкое желание у главы компании идти до самого конца;
б) качественно поставить задачу (а здесь без понимания конечного результата будет ох как тяжело);
в) готовность пробовать и ошибаться, ведь с первого раза такой массив данных правильно «обшить» точно не получится.
Как правило, у большинства по п. а) заинтересованность скорее в желании «заиметь крутую современную штуку», б) вообще отдается на откуп подрядчику (соответственно, и внедряется то, что нужно подрядчику, а не заказчику), а в) пропадает после первого анализа результатов.
Очень дельная статья