• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте

Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении

1.1.Немного из истории создания системы ТРМ, или Почему о ней так долго молчали японцы

Теперь уже общеизвестно, что система «Общего производительного обслуживания оборудования», т.е. система ТРМ, родом из Японии, но, как не менее широко известно, японцы – талантливые копиисты, которые умеют не только быстро заимствовать, но и развивать все полезное, что находят в чужой теории или практике.

Так случилось на этот раз и с системой ТРМ. Ее прообраз – система PM (Preventive Maintenance, а затем и Productive Maintenance, т.е. предупредительное/производительное обслуживание) пришла в Японию из США в послевоенные годы вместе со многими методами и приемами западного менеджмента под воздействием американской оккупационной администрации. В этот период политика США была направлена на то, чтобы превратить поверженного врага в сильного, но управляемого союзника. Судить, насколько и в чем удался этот замысел, предоставим политикам, а наша задача – разобраться сначала в истоках ТРМ.

Производственники старшего и среднего поколения, вероятно, помнят аббревиатуру ППР (планово-предупредительный ремонт), широко использовавшуюся на отечественных предприятиях, также как и практику этого ремонта – хотя и не всегда удачную, но сыгравшую выдающуюся роль в развитии промышленности СССР.

Планово-предупредительный ремонт зародился в 1923-1928 гг. на Выксунском и Кулебакском металлургических заводах и получил развитие в 1928—1932 гг. на Московском станкостроительном заводе имени С.Орджоникидзе. Дорогостоящее импортное оборудование, приобретаемое для индустриализации страны, необходимо было не только эффективно использовать, а работало оно тогда зачастую в три смены, но и как можно дольше сохранять в работоспособном состоянии и с поддержанием его качественных характеристик.

В эти годы и сформировались основные концептуальные принципы отечественной системы ППР:

  • периодические ремонты по количеству отработанных оборудованием часов (определение срока службы узлов и агрегатов до их ремонта или замены);
  • планирование ремонтных работ и изготовления запасных частей для их проведения (понятие «синхронизация» тогда не использовалось, но запчасти должны быть готовы или, что реже, приобретены к плановому сроку начала ремонта);
  • проведение периодических осмотров оборудования и выполнение послеосмотровых ремонтов по их результатам (в будущем – ремонты по состоянию);
  • планирование и реализация периодически повторяющихся ремонтных циклов (малые, средние, капитальные ремонты).

В конце 30-х гг. из двух основных подходов: 1) ремонты по времени эксплуатации и 2) ремонты по состоянию оборудования, оцениваемому в ходе осмотров, и сформировалась отечественная система ПППР или ППР – планово-предупредительных периодических или планово-профилактических ремонтов оборудования.

Будучи официально принятым условием успешного развития индустриализации, эта система была быстро подкреплена нормативами на проведение ремонтов и организацией специальных ремонтных подразделений (цехов, участков) на заводах. Для них выделялось до 10% производственных мощностей предприятия.

Широкое применение системы ППР стало одним из решающих факторов обеспечения жизнеспособности нашей промышленности в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на высокую, практически предельную, загрузку оборудования, уход на фронт квалифицированных кадров, работу в условиях эвакуации, оборудование удалось сохранить и выпускать на нем оружие победы! Конечно, экстремальные условия внесли коррективы в нормативы ремонтных циклов и продолжительность ремонтов, но, тем не менее, они проводились, и благодаря ППР оборудование поддерживалось в работоспособном состоянии.

История умалчивает о том, была ли наша система ППР заимствована и превратилась в PM (Preventive Maintenance, а затем и Productive Maintenance) или же сформировалась самостоятельно в послевоенные годы в США и получила там распространение. Но мы должны осознавать, что у японской системы ТРМ, как минимум, – два «родителя», но, как бывает и в жизни, ребенок не всегда знает обоих из них.

Итак, вернемся в Японию начала 50-х. В этот период страна, потерпевшая поражение и разрушенная войной, стремительно возвращалась к жизни, впитывая, заимствуя и используя все то из западного производственного опыта, что было закрыто от нее в предвоенные десятилетия, когда даже изучение английского языка (языка потенциального врага) могло быть приравнено к предательству с вытекающими последствиями. Образ процветающей послевоенной Америки, ее уровень благосостояния и образ жизни стали путеводной звездой для многих японцев, несколько десятков тысяч которых американская оккупационная администрация сознательно направляла в США на экскурсии и стажировки.

Организованный в этот период в Японии пятидневный семинар выдающегося американского ученого и практика в области статистики и управления доктора Эдварда Деминга, который раскрыл японским руководителям бизнеса преимущества использования семи простых статистических инструментов для повышения качества продукции, произвел переворот в сознании японских менеджеров. Руководители, а за ними и рядовые рабочие стали упорно осваивать и применять на практике эти инструменты. Для изучения и применения статистических методов на предприятиях создавались кружки качества – прообраз будущих Рабочих групп (из рабочих), реализующих на своих рабочих местах многие из инструментов Бережливого производства.

Применение статистических инструментов приняло масштаб общенациональной кампании, а Э.Деминг стал непререкаемым авторитетом и гуру в развитии экономики, в т.ч. и в гуманистической составляющей системы менеджмента, не понятой и не принятой поначалу в США. Институт Э. Деминга, ежегодные конкурсы и премии за успехи в области качества во многих номинациях, медали Э. Деминга стали частью национальной промышленной культуры Японии.

С не меньшим рвением стали использоваться и инструменты PM (Preventive/ Productive Maintenance), тем более что растущее промышленное производство втягивало в себя все больше сельского населения, весьма далекого от работы на оборудовании.

Для изучения и распространения лучшего опыта технического обслуживания оборудования был создан Японский институт производственного технического обслуживания (JIPM); проводились ежегодные конкурсы; вручались почетные знаки, дипломы и премии за достижения в области РМ.

Традиционная американская концепция PM (предупредительное /производительное обслуживание) предполагала четкое разделение обязанностей в работе с оборудованием между операторами и ремонтным персоналом. Коротко это разделение можно сформулировать одной фразой: «Оператор работает на оборудовании, а технический персонал его ремонтирует». Практическая реализация этого принципа зачастую приводила к взаимному неприятию этих двух категорий персонала, выражавшемуся словами: «Они не умеют работать на оборудовании и ломают его, а мы чиним» или «Нам работать надо, а они починить не могут».

Примерно такой же, если судить по комиксам из японского издания (рис. 1.1.1 и 1.1.2), была ситуация и на японских предприятиях.

Среди компаний, применявших принципы РМ, была и «Nippon Denso» – поставщик автокомпонентов для «Тойоты». В результате автоматизации производства и использования нового оборудования в 60-е годы в компании возникла проблема эффективного использования этого сложного оборудования. Увеличение численности вспомогательного персонала (технической службы) приводило к росту затрат, но не давало существенного улучшения ситуации. При этом операторы простаивали во время выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования.

Найти решение удалось с помощью двух основных принципов.

Во-первых, операторам было вменено в обязанность не только эксплуатировать оборудование, но и осуществлять его текущее техническое обслуживание (см. рис. 1.1.2).

Во-вторых, на основе кружков качества начали создавать группы технического обслуживания и ремонта, которые стали заниматься наиболее важными работами по техническому обслуживанию, что переросло в дальнейшем в систему поддержания в нормальном состоянии всего оборудования компании ее персоналом. Такой подход дал заметный рост эффективности работы оборудования.

В 1971 г. «Nippon Denso» подала заявку в Японский институт PM (JIPM) на присуждение премии за лучшее обслуживание оборудования, но эксперты, проводившие аудит предприятия для подтверждения заявки, обнаружили нечто новое – включенность ВСЕГО производственного персонала в процесс обслуживания и достижение высокой эффективности работы оборудования. Это новое явление в японской промышленности получило название система ТРМ (Total Productive Maintenance) – система «Общего производительного обслуживания оборудования».

Таким образом, с 1971 г. предприятиям, добившимся высоких результатов в обслуживании оборудования с участием всего персонала, вручаются премии ТРМ различных номинаций.

Рис.1.1.1.

По материалам источника 4, с.50.

Рис. 1.1.2.

По материалам источника 4, с.54.

Начиная с 1991 г. эта премия стала международной, ее вручают и иностранным компаниям. По данным сайта Японского института производственного технического обслуживания (JIPM), в России премию ТРМ получили:

  • Тульский комбинат продуктов питания компании Unilever (2005 г.);
  • Чаеразвесочная фабрика компании Unilever, С-Пб. (2006 г.);
  • Завод по производству жевательной резинки компании Wm. Wrigley Jr. Company, С-Пб. (2006 и 2008 гг.);
  • Фабрика по производству упаковочных материалов компании Tetra Pak, Москва (2010, 2012, 2014, 2017гг.);
  • Завод по производству смесителей компании VitrA, Московская обл. (2016 г.).

Описанием системы ТРМ и ее продвижению в мире мы обязаны, в первую очередь, замечательному японскому инженеру и менеджеру Сейичи Накадзиме (рис. 1.1.3) – заместителю председателя Ассоциации «Японский институт производственного технического обслуживания (JIPM)».

Рис. 1.1.3. Сейичи Накадзима (1919-2015)

Благодаря таким его публикациям на английском языке, как «Introduction to TPM» (1988) и «TPM Development Program» (1989), система ТРМ стала входить в практику американского, европейского, а затем и российского менеджмента. Мы впервые смогли познакомиться с методиками ТРМ в 1992-1993 гг. в ходе совместной работы с консультантами Японского центра производительности.

Возникает закономерный вопрос, почему система ТРМ, являющаяся составным элементом Производственной системы «Тойоты» (TPS), в течение 18 лет находилась в тени, если не сказать в тайне, и, в отличие от систем TQC/TQM или JIT, публикации о ней практически отсутствовали. Даже такие скрупулезные исследователи феномена «Тойоты», как Вумек, Дж., Джонс, Д., Рус, Д., изучавшие его в 1985-1989 гг., в своей книге «Машина, которая изменила мир». /Пер. с англ./ – Мн.: «Попурри», 2007. – 384 с.), о ней вовсе не упоминают.

Позволим себе высказать несколько гипотез на этот счет:

  1. Система ТРМ формировалась, вырастала из практики работы японских предприятий, и на ее рост, осмысление, обобщение, описание требовалось время (порядка 10-12 лет).
  2. Система ТРМ оказалась одним из самых сильных производственных организационно-технических инструментов. Она позволяет достигать при правильном применении почти двукратного роста эффективности использования оборудования. Например, коэффициент общей эффективности оборудования (КОЭ), о котором речь еще впереди, увеличивается с 40-45 до 80-85%, а то и до 90%.
    Двукратный рост производительности оборудования практически без капитальных затрат – это мощное конкурентное преимущество, которое не стоит «просто так» отдавать миру, а целесообразно до поры до времени приберечь для себя. Вспомним, что именно в 70-е годы Япония вступила в круг высокоразвитых мировых держав, а в 80-е совершила сокрушительную экспансию на американский автомобильный рынок, захватив 40% его объема продаж. Этот факт и стал предметом исследований и открытия новой промышленной эпохи – эпохи Бережливого производства (сокращенно TPS-Lean: от Toyota Production System – Lean Manufacturing).
    И только укрепив свои позиции на мировых рынках и имея запас прочности в части себестоимости продукции, Япония начала постепенно раскрывать карты своего менеджмента. Как мы уже отмечали, первые публикации на английском языке появились в 1988 и 1989 гг.
  3. Система ТРМ – одна из самых сложных и многоплановых в комплексе TPS-Lean. По нашему мнению, ее освоение требует от компании обеспечения таких условий, как:
    • готовность первых лиц и менеджмента компании к вложению своих сил и времени в освоение, реализацию и поддержание системы ТРМ;
    • наличие проблемной ситуации – необходимости бороться за выживание или укрепление позиции компании на рынке средствами ТРМ;
    • высокая сплоченность коллектива, его готовность к новой и непростой работе;
    • способность найти и привлечь консультантов, имеющих успешный опыт консультационного сопровождения внедрения ТРМ;
    • опыт и положительные результаты в освоении некоторых инструментов Бережливого производства. Например: во внедрении и поддержании системы «Упорядочение/5S», в устранении основных видов потерь, в приобретении навыков использования простых статистических инструментов (рис. 1.1.4 а и 1.1.4 б).

Статистические инструменты решения проблем

Рис. 1.1.4а
Рис. 1.1.4b

Как вы понимаете, сочетание всех приведенных выше условий является довольно редким случаем, а без этого сочетания, полагаем, даже самая хорошая и детальная методика не принесет предприятию ожидаемых результатов (кроме потерянного времени и разочарования). В своей практике мы неоднократны были свидетелями таких ситуаций, когда приходили на «затоптанное пастбище» бессистемных попыток внедрения ТРМ.

Какая из наших гипотез причин почти 20-летней закрытости системы ТРМ верна, судить вам, уважаемый читатель. Возможно, у вас появятся и свои соображения на этот счет. А теперь давайте приступим к изучению и, надеемся, практическому применению вами системы ТРМ.

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

На деле у дилера практически отсутствует связь с отделами сбыта и маркетинга. Из задачи заключаются в том, чтобы уговаривать и убеждать покупателей, а не снабжать информацией тех, кто изготавливает автомобили.

— Джеймс Вумек, Дэниел Джонс, Дэниел Рус, Машина, которая изменила мир, стр. 238

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти