Определенно, внедрение бережливого производства в России — дело не простое. И проблема не только в национальных особенностях. И даже, я бы сказал, дело то как раз не в национальных особенностях. Когда к делу подходят «без головы», когда никто не утруждает себя вопросами «а что может пойти не так», или «а как будет воспринято это изменение», то снова получается по Черномырдину — «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Мне сегодня попалась история, о которой, возможно, вы уже слышали, или читали, я ее процитирую с указанием источника. Я считаю нужным дать свои комментарии к этой истории.
«Вообще, за всю мою 16-летнюю практику в отрасли, ничто не доставляло столько удивительных вещей, как реалии постсоветского производства. попадались, конечно, странные технические решения и в банках, и в добыче ископаемых, но с заводами не сравнится ничто.
Итак. Некий машиностроительный заводик отхватил подряд у буржуйского автомобильного производства, которое требовалось максимально локализовать. Подряд состоял в производстве некой железки. Буржуи, надо сказать, прекрасно знакомы с реалиями нашего машиностроения, поэтому конвейер подрядчика снабдили на выходе лазерным объемным сканнером, который не давал отгружать брак. Наша задача заключалась в том, чтобы чутка подкрутить софтину на базе Websphere MQ, которая обрабатывала данные от сканнера, и складывала их по Интернету в буржуйский SAP. Явившись в цех, и прицепившись к сканнеру, мы узрели неких мужчин, одетых в спецовку, и совершавших судорожные челночные перебежки от сканнера к конвейеру и обратно. Это были слесари по наебалову системы контроля качества. У них было некоторое количество эталонных деталей, которые заведомо проскакивали через сканнер. И, чтобы обмануть счетчик, через сканнер пропускались, раз за разом, именно эти детали, а в отгрузку шло то, что получилось.
Более того, как выяснилось, на складе имелся недельный объем эталонной готовой продукции, который руками подкладывался на конвейер, когда приезжал контроль качества от заказчика. Долго враги не могли понять, где же скрылась проблема, и сканнер меняли трижды. В очередной наш приезд на настройку нового сканнера, мы обнаружили, что буржуйские сволочи снабдили конвейер дополнительной железкой — приклеивалкой RFID меток. Не прошло и месяца, как команда слесарей по наебалову была доукомплектована взводом переклеивальщиков с парогенераторами.
В общем, никогда в этой стране не было, и не будет качественного поточного производства, пока в головах вот такая разруха. И никогда тоёта, собранная из вот так вот «локализованных» запчастей, нормально ездить не будет. Здесь поможет только немец с железной палкой, приставленный к оператору станка. Как, собственно, и происходило в момент становления российской индустрии.«
Взято из блога Андрея Артищева, оригинал — из ЖЖ Венделина Видекинга, oldmann.
Во-первых, давайте назовем все своими именами. Кайдзен тут не внедряли. Кайдзеном по-русски Андрей Артищев, как я понял, назвал те усилия, которые «суровые русские мужики» приложили к обману объемного сканера. Тем не менее, история исключительно полезная с точки зрения «чужих ошибок». Кроме этого, за такие вот решения проблемы низкого качества соответствующих руководителей нужно как минимум снимать с должностей. В «более дикие времена» можно было бы предложить более радикальные улучшения системы управления, граничащие с членовредительством.
Если же без эмоций, то можно сделать много полезных выводов для тех, кто не хочет нарваться на повторение такой истории.
1. Иностранным компаниям, которые занимаются размещением заказов на производство на российских предприятиях, не стоит соваться в Россию со своим уставом. Это значит, что перед тем, как начать работать с нашими предприятиями, нужно найти хотя бы одного надежного русского, который объяснил бы, в чем «особенности национального производства».
2. «Немец с палкой» на нашем производстве не поможет. По двум причинам. Во-первых, такого немца сразу причислят к фашистам и при первой же возможности ему физически объяснят, что он не прав. Поверьте, я видел такое, и не где-нибудь в Тьмутараканьске, а на столичном предприятии. Во-вторых, наша смекалка все равно эффективнее немецкого порядка — как ты ни следи за рабочим, если он не заинтересован работать «по-честному», то всегда найдет возможность обмануть систему контроля. А работать «по-честному» он не будет, пока его не будут воспринимать «как человека, а не обезьяну на дереве» ((с) оператор автоматической линии российского завода одной международной компании).
3. Реакция на проблемы на наших предприятиях должна быть мгновенной и более глубокой, нежели «поставьте RFID-метки на каждую деталь». Российским предприятием нельзя управлять «по телефону» или, еще хуже «по скайпу или е-мейлу». Слишком памятно то время, когда нормально жить обычному человеку можно было только если он сам себя кормит, не надеясь на начальство и зарплату.
4. Без поддержки топ-менеджмента любые усилия по повышению уровня качества — бесполезны.
5. Если руководство не считает себя обязанным уважать всех сотрудников (кроме способа «закрывать глаза на все их махинации»), то работать с таким предприятием нельзя — будут красть, обмынывать, уходить от ответственности и прочее, прочее, прочее…
6. Смекалка и сноровка российского человека — не имеет границ, и если направить ее на использование «в мирных целях», на пользу предприятию — выигрыш будет колоссальным. Классические семь видов потерь не включают в себя «неиспользованный интеллектуальный потенциал», этот «дополнительный вид потерь» был придуман американцами. Для нас же это те потери, которые не то, чтобы наносят самый серьезный урон производственным предприятиям, а просто не позволяют достигнуть тех высот, которые российское производство на самом деле заслуживает.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…