• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Создание системы непрерывных улучшений для повышения производительности труда

Создание системы непрерывных улучшений для повышения производительности труда

26.10.2009 Автор: Валерий Казарин Оставьте комментарий Тема: Бережливое производство

Предлагаю вашему вниманию тезисы выступления, посвященного проблемам создания кайдзен-культуры, создания системы непрерывного совершенствования в рамках проектов внедрения методов бережливого производства.

Культура бережливого производства

Может ли современное предприятие рассчитывать на успех, опираясь только на движущую силу менеджмента? Определенно, может. Но квалифицированных менеджеров, готовых взять на себя роль лидеров в развитии бизнеса, не так уж и много. Такие люди стоят дорого и их сложно найти на рынке.

При этом все мы знаем, что среди простых сотрудников, среди рабочих, служащих, менеджеров линейного уровня, много талантливых и изобретательных людей.

Если не каждое предприятие не может позволить себе иметь команду «звезд»-менеджеров, то научиться использовать существующие таланты — доступно каждому.

Я имею в виду, что любое предприятие может развивать у себя культуру непрерывного совершенствования, опирающуюся не на отдельных ключевых игроков, а на всех сотрудников.

Мифические особенности национального производства

Обычно говорят, что в российских условиях невозможно создать культуру непрерывного совершенствования. Мол, наши люди не такие трудолюбивые, как японцы, не настолько привержены порядку, как немцы, не так нацелены на зарабатывание денег, как американцы, и так далее.

Все это верно, но это ничего не значит, когда мы говорим о создании культуры непрерывного совершенствования — кайдзен. Такую культуру с одинаковым успехом можно построить на разных прирожденных навыках и способностях, свойственных характеру той или иной национальности.

Когда речь идет о том, чтобы построить такую культуру на российском предприятии, то за основу нужно брать такие черты характера, как изобретательность, ответственность (да-да, именно так!), стремление облегчить себе труд (часто из-за внешних условий превращающееся в лень).

Те качества, которых не хватает нам и нашим коллегам, должны поддерживаться извне. Поэтому в российских условиях одноуровневая система кружков качества не дает устойчивого эффекта – как только недостаточная организованность перевешивает изобретательность и ответственность, рабочие группы перестают эффективно функционировать.

Как выглядит система непрерывных улучшений «по-русски»? Это:

  • кружки качества, или просто рабочие группы, в которые входят рабочие с одного участка, либо сотрудники одного отдела, работу которых направляет и поддерживает координатор;
  • исполнительный орган, в задачи которого входит обеспечение работоспособности процесса работы кружков качества. Без такой структуры кружки качества некоторое время просуществуют в режиме самоуправления, и прекратят свое существование, когда неформальные лидеры кружков потеряют интерес к «новой игрушке»;
  • законодательный орган, который устанавливает «правила игры» и определяет цели, на реализацию которых необходимо настраивать всю систему. Без него система не будет функционировать, либо будет генерировать множество бессмысленных идей, от реализации которых выгоду будут получать только инициаторы, но никак не компания в целом.

Очень важно, чтобы в структуре управления системой непрерывных улучшений участвовали менеджеры предприятия – СНУ не должна подменять собой регулярный менеджмент. Более того, без участия, скажем, топ-менеджеров, идеи, направленные на кардинальные изменения принципов работы предприятия всегда будут отбрасываться, а без среднего и линейного менеджмента нельзя обеспечить стабильность работы СНУ, т.к. рано или поздно интересы бизнеса и СНУ могут пересечься на почве решения дилеммы «что первично – исполнение или улучшение бизнес-процессов?»

Ключевые факторы успеха кайдзен по-русски

Опыт показывает, что кроме собственно создания СНУ необходимо обеспечить выполнение ряда ключевых условий:

  • Наличие четких и понятных целей совершенствования
  • Вовлеченность топ-менеджмента в проект создания СНУ
  • Наличие лидера
  • Приверженность менеджмента принципу «Все сотрудники достойны уважения»
  • Система оценки и реализации предложений
  • Информационная прозрачность
  • Система обучения персонала

Не все из этих ключевых условий могут выполняться в тот момент, когда предприятие начинает работу по созданию системы непрерывных улучшений. Важно, чтобы в процессе развертывания системы непрерывных улучшений отсутствующие элементы были созданы, иначе рано или поздно процесс совершенствования натолкнется на непреодолимые преграды и заглохнет.

Самооценка эффективности кайдзен

Система непрерывных улучшений должна получить механизм самооценки: менеджмент компании должен понимать, как оценивать эффективность СНУ. Не каждое предприятие готово к расчету экономического эффекта по результатам внедрения каждого из предложений. И это не всегда нужно. Тем не менее, даже в том случае, когда экономические результаты не являются первичной целью предложений, необходимо иметь возможность оценивать эффективность СНУ и определять, в чем заключаются недостатки созданной системы, над чем необходимо активно работать для того, чтобы вывести ее на следующий уровень развития. В этом случае для оценки СНУ подходят многие метрики, используемые при оценке эффективности процессов. В список возможных показателей входят:

  • Количество генерируемых и реализуемых идей
  • Процент персонала компании, вовлеченного в работу в рамках СНУ
  • Скорость реализации идей
  • Доля идей, направленных на решение поставленных задач

Ошибки внедрения кайдзен

Каковы типичные ошибки при создании СНУ?

  • Топ-менеджмент не вовлечен в работу СНУ
  • Процесс принятия и реализации предложений слишком сложен, долог или непрозрачен
  • Руководство использует СНУ для обоснования «оптимизации» — сокращения персонала
  • Ответственность за реализацию предложения возложена только на авторе, отсутствует реальная поддержка со стороны менеджмента компании

Кому это может быть интересно

PressFoto_5956932-MediumPressFoto_1251001-MediumPressFoto_725833-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • Robotic,Vision,Sensor,Camera,System,In,Intellegence,Factory,manufacturing,Industry,For
    MECE - принцип построения списков
  • Asian,Worker,In,Production,Plant,Drilling,At,Machine,On,The
    Экономический эффект вне узкого места
  • Merging,With,Big,Business,.,Mixed,Media
    Проблемы повышения эффективности крупных предприятий
  • ldpp1
    Бережливая разработка. Картирование. Что отличает…
  • closed_office
    Конец кайдзен-офиса, каким мы его знаем сегодня
  • technofuture
    Технобудущее: саммит Лидеров перемен
  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?
  • handsome man standing over blackboard  with drawn dollar concept
    Цена и прибыль - какова же, всё-таки, формула?

Ключевые слова: Директор, кайдзен, Специалист, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Сигео Синго также учит нас, что «оборудование может простаивать, но рабочие простаивать не должны».

— Сигео Синго, Быстрая переналадка, стр. 22

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти