• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Бережливое производство в России / Почему ВУЗы готовят специалистов, которые ничего не понимают в реальном производстве?

Почему ВУЗы готовят специалистов, которые ничего не понимают в реальном производстве?

16.12.2011 Автор: Валерий Казарин Оставьте комментарий Тема: Бережливое производство в России

Почему вообще я ставлю вопрос таким образом? Потому что очень хочется, чтобы новые сотрудники, которые приходят в компанию со студенческой скамьи, могли сразу активно включаться в работу предприятия. К сожалению, в области производства так не получается.

Вчерашний выпускник погружается в неожиданную для него среду, в которой все не так, как должно быть и, что хуже всего, многие понимают, что работают неэффективно, но никто не может сказать, что нужно делать, чтобы превратить завод компании «Традиционное производство» в эффективную компанию, по примеру лучших мировых образцов.

Что знаю студенты о производстве?

Что знаю студенты о производстве?

Так в чем дело?

Вернемся немного назад, лет так на двадцать — двадцать пять.

Во времена плановой экономики государство определяло, какие предприятия нужны стране, сколько на них должно работать человек, каких профессий и квалификации. В соответствии с этими планами можно было определить, кого, чему и как обучать. А пройдя обучение студент попадал по распределению на одно из предприятий в соответствии с профилем своей профессии, и занимался тем, чему его выучили.

Что стало потом?

Во-первых, государство не может теперь определять, сколько предприятий нужно создать в каждой отрасли и кто на них должен работать. И даже если бы это было возможно, то в стране нет соответствующего количества институтов. Теперь уже государство не берет на себя задачу обеспечить высшее образование нужного количества специалистов. Есть какое-то количество государственных ВУЗов, но баланс спроса и предложения на рынке высшего образования призваны обеспечивать коммерческие ВУЗы.

Коммерческий ВУЗ работает по другой схеме. У него нет плана или задачи обучить двадцать или двести специалистов определенного профиля. Он обслуживает ту потребность в обучении, которая появляется на рынке. Молодежь считает престижным идти в финансовую сферу – получите факультет экономики. Стал модным маркетинг – вот вам факультет маркетинга. А если юридическая сфера заполнена и спрос на учебные места для адвокатов упал, то юридический факультет можно и закрыть.

Следующая проблема – изменение интересов студента. После школы он думает о жизни одно, проучившись три года, он понимает, что то, чем он мечтал заниматься всю жизнь, его уже не прельщает. Ну, передумал и передумал – если заплатил за обучение свои деньги. А если образование бесплатное? Хотел быть программистом – ушел в консультанты. Хотел заниматься наукой – подался в коммерцию.

И уже никого не загонишь работать по специальности. Если только не пообещать существенный соцпакет в придачу.

Получается, что государство уже не может управлять процессом обучения, когда речь идет о чем-то ином, кроме обязательного образования.

Но при этом программы ВУЗов должны соответствовать федеральным стандартам. Что это значит? Это означает определенное количество учебных часов, наличие учебных пособий и прочего.

А что значит «написать учебник»? Это означает, что то, что в нем написано, устарело на несколько лет. А значит, что и знания, которые получают студенты, автоматически «устарели».

Кто-то или что-то должно забрать у государства роль заказчика для системы высшего и, что не менее важно, специального образования. Кто или что это может быть?

На круглом столе высказывали мнение, что этим заказчиком должен стать сам студент. Но тогда отдельные отрасли будут всегда страдать от того, что в данный момент является более «модным» — быть дизайнером одежды или оператором фрезерного станка с ЧПУ. Хуже того, возложить на студента ответственность за самоопределение – это значит превратить учеников старших классов в зануд, которые не могут думать ни о чем кроме того, чем они планируют заниматься всю свою оставшуюся жизнь.

С моей точки зрения консультанта по бережливому производству заказчиком может быть тот, кто потребляет заказанный продукт. В случае высшего или специального образования – это предприятие.

Будет ли это решением проблемы «вчерашний студент ничего не понимает в реальном производстве»? Хочется надеяться, что да. В конце концов, появляется возможность организовать нормальную, а не фиктивную производственную практику, совместить работу профессиональных преподавателей со специалистами-практиками, дать возможность на собственном опыте проверить знания на практике.

Сложно? Да. Непонятно? Да. Некому этим заниматься?Да. Но ведь предприятию же нужны токари, слесари, сварщики, линейные менеджеры, экономисты, бухгалтеры, кадровики, продавцы и прочие и прочие и прочие?

Шаг первый в сторону «производителя» сделан: биржи труда и объявления о найме на работу, ориентируясь на которые государственные и коммерческие ВУЗы могут так или иначе регулировать свои образовательные ресурсы. Нужно делать второй шаг – уточнять требования к кандидатам. Не просто экономическое образование, а образование в области сделок с недвижимостью. Не просто инженерное образование, а знания в сфере организации дискретного производства.

Решит ли это проблему? Не до конца. Предприятия и сейчас готовы платить за образование (в виде стипендий) и «покупать» выпускников, но только на старших курсах. Считается, что если молодой человек не бросил учебу после третьего курса, значит он будет работать по своей специальности. Но что делать первые три года? Кто заплатит за это обучение? Нужны ли промежуточные уровни образования – бакалавриат, например. Что делать маленьким компаниям, которые не могут открыть свой факультет, не могут позволить свой собственный «корпоративный университет»?

Остается масса вопросов.

Фото взято здесь.

Кому это может быть интересно

PressFoto_5956932-MediumPressFoto_1251001-MediumPressFoto_725833-MediumPressFoto_1270671-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • vlcsnap-2022-06-04-00h56m30s711_1
    Зачем мы это делаем? Интервью с Зосей Герчиковой
  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?
  • mistake-proof_2
    Достижение метода ZQC. Часть 2. Методы пока-йоке
  • poka-yoke2
    Проверки не уменьшают дефекты

Ключевые слова: Директор, обучение, Специалист, Студент, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Когда мы начинали работать с компанией Ford, помогая ей создать производственную систему Ford, мы проводили семинары для высшего руководства, на которых раздавали книгу Генри Форда Today and Tomorrow. Эта книга вдохновляла многие поколения менеджеров Toyota, однако в компании Ford было поразительно мало руководителей, которые прочли ее. Опирайся на наследие собственной компании, чтобы построить свое будущее.

— Джеффри Лайкер, Дао Toyota, стр. 386

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти