В прошлую субботу я принимал у бакалавров ВШБ МГУ экзамен по курсу «Современные производственные системы». Так закончился второй год проекта под условным названием «будущее поколение менеджеров», в котором я принял участие благодаря Вячеславу Болтрукевичу.
Что это за курс и зачем он мне нужен?
В прошлом году мы впервые попробовали сделать этот курс вместе с Вячеславом. Тогда он был «сжат» до одной недели, в течение которой я прочитал курс лекций, Вячеслав свозил студентов на производственные предприятия, сами студенты поработали над групповыми проектами по 5S, а потом сдали экзамен.
В этом году курс был растянут на месяц, и у студентов было больше времени на применение принципов 5S как в групповых, так и в индивидуальных проектах. Определенно, теперь некоторая доля родителей где-то там благодарит меня за порядок, возникший в шкафах, на столах, в комнатах их детей после применения 5S. Не уверен, что этот эффект будет долгосрочным, но по крайней мере, попытка борьбы с хаосом силами 5S удалась.
Что получилось?
Больше полусотни человек познакомилось с основами бережливого производства. Большинство из них станут рано или поздно руководителями, а это значит, лет через 10-15 братьям консультантам будет доставаться больше «готовых» клиентов. Эти же парни и девушки, став руководителями, будут теперь знать «как НАДО делать», и главное, будут понимать, ПОЧЕМУ так надо, и ЧТО ИМЕННО нужно сделать, чтобы все получилось. Разве это не хорошо?
Что не удалось?
Не удалось убедиться в устойчивости новых знаний в их головах. Хотя это сложно сделать за такой короткий период времени. Не удалось проработать достаточно досконально некоторые темы — пришлось обойтись поверхностным обзором.
Что в плюсах
Теперь у меня есть некоторое количество классных примеров, как можно применять 5S в домашних условиях. Прошлогодний курс тоже дал несколько хороших кейсов, но в этом… один проект достоин просто награды «доблесть Геракла»: древний герой отделался слишком легко, расчистив Авгиевы конюшни с помощью реки, а участники этого проекта реально «ткнули в каждый объект пальцем», удалили все лишнее и привели в порядок оставшееся, а у них было несколько сотен (если не тысяч) объектов для тыканья пальцами.
Если кого-то еще интересует обучение студентов принципам и методам бережливого производства и вы хотите, чтобы этот курс был предельно близок к практике, а не ограничивался зубрежкой лекций — пишите мне.
Вклад в развитие промышленности России
Я уже несколько раз писал и говорил о том, что целью моей работы является посильный вклад в повышение эффективности промышленных предприятий России. Преподавание даже в таком престижном ВУЗе не является сколь-нибудь прибыльным делом, фактически часовая ставка преподавателя в три-четыре раза ниже ставки, которую мне платят на проектах, и тем не менее, я с удовольствием занимаюсь этим делом «между проектами», поскольку я уверен, что потраченные силы и время того стоили — со мной должны согласиться все, кто сталкивался с некомпетентными менеджерами.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…