Один из сложных вопросов для консультанта по бережливому производству — что делать с теми людьми, кто окажется «лишними» после того, как удастся устранить потери из потока создания ценности?
Вопрос непростой и задают его не просто так, из праздного любопытства.
Ведь что происходит при внедрении бережливого производства? Вы стремитесь изменить систему управления, изменить то, как люди относятся к своей работе и что они, собственно, считают своей работой. Такую задачу практически нельзя решить, если не попытаться увлечь людей этой новой идеей: гораздо легче идти к светлому будущему всей компанией, чем загонять в него весь коллектив кнутом в одиночку.
Но чтобы сотрудники компании поверили в новую идею «общего светлого будущего», им нужны какие-то гарантии того, что их не бросят по дороге, как бросают загнанных лошадей.
Как однажды сказал Юрий Павлович Адлер, единственный способ дать сотруднику стимул улучшать компанию — это гарантировать ему пожизненный найм. И вы можете соглашаться или не соглашаться с этим высказыванием (бизнес есть бизнес, и такое может себе позволить далеко не каждый владелец, и уж тем более — топ-менеджер), но по сути оно верное.
Представьте картину: человек дает предложение, как улучшить его работу, предложение внедряют, а после этого увольняют самого инициатора. Да даже если не его, а парня с соседнего рабочего места. Этот парень однажды вечером придет к инициатору домой в гости и спросит: «ну что ж ты, Степан, что я тебе плохого сделал? Ничего… А я по твоей милости сижу без денег и детей кормить нечем…»
НЕЛЬЗЯ увольнять!
А что делать? Процесс стал лучше, люди остались без дела, не платить же им только потому, что им больше нечего делать?
Обычный мой ответ был всегда: Выделите лучших и направьте их туда, где вы еще только создаете новые процессы, продукты и бизнесы. А с улучшенным процессом справятся и менее квалифицированные сотрудники.
Но куда их направлять?
Если ответ на этот вопрос не придумать сразу, то кризис неизбежен: кто-то будет работать, а кто-то — валять дурака без дела, потому что его усилия уже не нужны.
Но не всегда есть новый процесс, новый продукт и новый бизнес. Что же делать в этом случае?
Марк Розенталь в своем блоге The Lean Thinker примерно месяц назад дал еще один ответ на этот вопрос в своей заметке Learning to See in 2013:
Если бы я спросил себя «Какую ценность мы хотели бы сегодня создавать для наших клиентов, но не можем?», я бы открыл себе множество возможностей, включая создание нового потока создания ценности, которого сейчас просто не существует, — используя высвобожденные ресурсы, практически по нулевой себестоимости (или, по крайней мере, значительно снизив затраты на новые ресурсы).
Теперь я спрошу: «Что я должен сделать, чтобы эти ресурсы стали для меня свободными?»
Вот он, ответ на вопрос «что делать с лишними ресурсами?»:
Нужно выяснить, какую дополнительную ценность можно создавать для существующих клиентов. Не для других, новых, потому что их привлечение потребует дополнительных усилий, а для существующих, ведь они и так пользуются нашими продуктами или услугами, и если у нас появятся «лишние люди», то эти же люди могут сделать нашим клиентам еще что-то дополнительно ценное, превратив просто покупателей в приверженцев и даже фанатов компании.
А поиск новых ценностей — это задача, в первую очередь, высшего руководства.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Алексей Козлов says
Валерий, полностью согласен!
К сожалению, большинство руководителей (самых различных степеней и рангов) в качестве единственной цели внедрения бережливого производства видят НЕ создание дополнительной ценности (товаров, работ, услуг) для клиентов, а «традиционное» сокращение расходов за счет, прежде всего, сокращения персонала.
При этом, естественно, забывается тот факт, что «высвобождение ресурсов» само по себе способно обеспечить лишь кратковременную передышку: навести порядок в платежном балансе организации и удовлетворить чаяния учредителей (акционеров).
И уже в среднесрочной перспективы ситуация возвращается на исходные или даже худшие позиции (за счет роста стоимости материалов, услуг субподрядчиков, заработной платы и т.д.) – а «capacity» у организации/подразделения (как на сокращение расходов, так и на создание дополнительной ценности) уже отсутствует.
Все сокращены…..