Определенно всем, чего я достиг, чему научился, всем, что я знаю, я обязан клиентам. Если бы они не спрашивали у меня «можешь ли ты помочь с тем или этим», я бы, наверное, не научился помогать с тем и этим. А последняя история вообще перевернула мои детские представления о современной российской системе образования менеджменту.
А началось все с того, что меня попросили сделать семинар по процессному управлению…
Первое что я подумал было «процесс и поток — это почти одно и то же, в управлении потоками я более-менее разбираюсь (по крайней мере знаю мало людей, кто смыслит в этом больше меня), значит, и с управлением процессами справлюсь», и ответил что-то в том духе, что «думаю, что могу это сделать». Взял полдня на раскопки и структурирование знаний по этой теме и полез в интернет.
И тут началось…
Короткое отвлечение о том, как я работаю над новой, заинтересовавшей меня темой.
Когда мне нужно быстро разобраться в к каком-то вопросе, я не обращаюсь к людям, как это свойственно экстравертам. Я, как злостный интроверт, открываю новую вкладку в Google Chrome и начинаю подбирать ключевые слова. Обычно даже при полном отсутствии понимания темы удается за два-три запроса найти ключевые термины и основные источники знаний. Дальше эти первоисточники выпотрашиваются на предмет структуры знаний об этой новой теме, а дальше можно уже разбираться в деталях и делать какие-то выводы.
Обычно к этому моменту в браузере зависает 10-15 новых вкладок по данной теме, переключаясь между которыми можно достаточно быстро охватить поверхностным взглядом все аспекты этой новой темы.
Итак, я набираю в поисковике «тренинги по процессному управлению». И нахожу несколько учебных программ о том, как моделировать процессы при описании бизнес-процессов и внедрении информационных систем.
Я набираю «управление процессами». Еще пара статей «около того», но все как-то не так.
Хорошо, думаю я, наверное, есть уже как минимум один учебник на эту тему для вузов. Лезу на Озон, ищу «управление процессами», «процессный менеджмент»… И нахожу еще пару книг об описании бизнес-процессов и внедрении информационных систем.
Тогда я начинаю искать учебные пособия по менеджменту и читать их оглавление.
В одном из учебников по менеджменту теме управления процессом уделено 20 страниц. Зато очень подробно расписаны функции менеджера.
И тут до меня начинает доходить…
В чем, по мнению авторов учебника состоит работа менеджера? Раздавать задачи, собирать отчеты о выполнении, принимать решения, нанимать, увольнять и мотивировать сотрудников. Ну и так далее…
Что это? Это операции. Дать задачу, получить отчет, оценить отчет, дать в глаз разгильдяю, почесать за ушками у отличившихся…
Диспетчер с этим справится! Кто выходит из студента, учившегося по такому учебнику? Функционер! Пришел, сел за стол, собрал отчеты, раздал пинки, похвалил, раздал задания, посидел на совещании у начальника, получил свою порцию пинков и похвал, вернулся, сел за стол, собрал отчеты, раздал пинки, похвалил, раздал задания…
В чем ценность работы такого менеджера? Правильно раздал задачи? Правильно оценил результаты? Правильно сбегал сам в самые горячие точки, «потушил пожары»? Молодец??? Молодец! Ценность клиенту какую принес? Ни-ка-кой.
«Моя задача — сделать так, чтобы я здесь был ненужен» — Сергей Филиппов во времена его работы на БрАЗ.
В чем ценность менеджера в бережливом производстве? Я думаю в том, чтобы отлаживать все так, чтобы можно было самоустраниться.
Классно нагружаешь своих людей и раздаешь задачи? Напиши алгоритм, как им самим разбирать себе задачи, и пусть сами следят за тем, чтобы никто не халявил. Зачем ты, менеджер, получаешь зарплату за работу диспетчера?
Классно собираешь отчеты? А чем у вас информационная система занимается? Загружает сервер ценой в двадцать тысяч долларов?
Классно раздаешь пинки? А что, это лучший способ наполнить смыслом жизнь окружающих тебя людей?
Классно хвалишь? Отлично, это что, детсадовская группа, или группа взаимопомощи анонимных алкоголиков?
КЛАССНО ТУШИШЬ ПОЖАРЫ???
Небольшое отступление про пожарных
Имейте в виду, что пожарных правильно называть пожарными, а не пожарниками. Пожарный — это тот, кто тушит пожар, а пожарник — тот, чье хозяйство сгорело. Старший брат моей первой жены был пожарным инспектором, так что я «в курсе».
Так вот пожарные работают в тех случаях, если пожарные инспекторы не делают свою работу. Не уследил — твои товарищи едут и тушат, спасают, рискуют жизнями…
И за всю историю человечества пожарные выработали достаточное количество простых правил, соблюдая которые вы гарантируете себе отсутствие пожара и то, что никогда в реальной жищни не узнаете, в какой униформе на самом деле работают наши пожарные. Только на картинках. Или в телевизоре.
Когда менеджер тушит пожары? Когда он не сделал свою домашнюю работу. Не уследил за тем, «чтобы так не произошло больше никогда».
Меня всё это разбирательство в методиках обучения процессному менеджменту впечатлило до глубины души.
Оцените список тренингов одного из учебных центров:
- основы руководства
- навыки успешных руководителей
- планирование
- мотивация персонала
- управление исполнением
- управление своей деятельностью
- управление конфликтами
- совещания
- эффективные переговоры
- эффективное взаимодействие
Я специально полистал описания. Там нет практически ничего на тему «как сделать то, что нужно клиенту»…
Зачем нужен менеджер в бережливой компании? Чтобы создавать ценность для клиента. В чем ценность менеджера? Для конкретного нынешнего клиента — ни в чем. Для будущего — в том, чтобы улучшить процесс, сделать его потенциально ценным для будущих клиентов. В совершенствовании процесса, которым он управляет.
Примерно так. Можно доформулировать и уточнять, но в целом, ценность менеджера в том, чтобы делать управляемые ими потоки и процессы несущими больше ценности для потребителя.
- Увеличение прибыли
- Снижение издержек
- И вот еще — попалось практически одновременно со всем этом в программах корпоративного университета одного государственного монополиста: генерация дохода.
Полагаете, это «оно»? Это то, зачем нужен менеджер в бережливой компании? Это то, зачем нужен функционер в компании с функциональной оргструктурой.
Если наша система высшего образования учит тому, как быть эффективным в функциональной оргструктуре, почему мы думаем, что наши предприятия будут меняться? Эти менеджеры не умеют работать в других условиях. Только психи, маньяки и неучи (кто еще пойдет против общепринятых правил) могут создавать другие оргструктуры и работать в них эффективно.
Как же все-таких здорово, что у меня нет классического менеджерского образования… И как это меня судьба уберегла от MBA?
Да. Теперь у меня есть программа обучения процессному управлению. И если вы хотите знать, как правильно управлять процессом, чтобы быть ценным с точки зрения конечного потребителя — пишите. В ближайшее время с программой тренинга можно будет познакомиться в Лин-магазине.
Фото студенток взять здесь.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Konstantyn says
Коллега, вы же выдали секрет подготовки практически любого тренинга: открываешь хром, 15-17 закладок… Теперь же практически любой человек сможет выучиться сам и подготовить высококлассную программу обучения своих коллег. И к чему нам университетские стандарты? Давайте оставим все на откуп тем, кто не знаком с ними и не знает их порочности. Или же есть риск, что такой человек не знает чего-то еще?
Алексей Козлов says
Плюсую!
Современные системы обучения менеджменту — это бесконечная и грустная история….
Если отталкиваться от подходов и терминологии Ицхака Адизеса, разделяющего функции менеджмента на Производственную (P), Административную (А), Предпринимательскую (Е) и Интеграционную (I) — происходящий сейчас перекос (не только у нас, но и за рубежом) заключается в повышенном внимании к обучению именно административной функции.
Как переводится MBA? Мастер делового администрирования, т.е. специалист по разработке правил и процедур (и контролю за их выполнением).
Кого мы с большой долей вероятности получаем на выходе из данного обучения? Бюрократа! Вменяемого или невменяемого, но бюрократа.
Впрочем, они сами любят называть себя лидерами…..