• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник “Лучшие книги о бережливом производстве”
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Разбираемся с ката

Разбираемся с ката

19.10.2014 Автор: Валерий Казарин 3 комментария Тема: Бережливое производство

На этой неделе после одного из семинаров мне задали вопрос, а есть ли у нас в России специалисты по ката?

Ничего себе вопрос – первый раз об этом вообще спрашивают.507071__keanu-reeves_p

Что я могу ответить?

Во-первых, сам я в ката не специалист. Если честно, только недавно моя очередь книг “на прочтение” дошла до книги Майка Ротера “Тойота ката”.

Во-вторых, судя по раскрученности темы, “катами” у нас пока еще никто особо не занимался. Тем более, что идея свести весь механизм развития производственной системы всего  лишь к двум (по крайней мере описанным в книге) методам выглядит подозрительно примитивной. Кажется слишком значительным упрощением, чтобы быть правдой.

Но хотя я и не специалист, я, по крайней мере, знаю, о чем идет речь, и что может крыться под этим входящим в моду у менеджеров словом.

Привожу кусочек диалога:

– А зачем вам это?

– Наши владельцы – иностранная компания. Они требуют внедрить это у нас.

– А в чем проблема?

– Ну. там же есть тренер, а у тренера – свой тренер.

– Есть такое.

– Так вот не понятно, как тренер может чему-то вас научить, если он сам в этом ничего не понимает?

– Так. Примерно понял смысл проблемы.

Как всегда обстоит с чем-то новым и непонятным, в этой ситуации участник семинара столкнулся с целым рядом противоречий привычному взгляду на вещи, что и вызвало затруднения.

Копнем на 5 сантиметров глубже

Проблема 1. “Тренер должен сам все знать”

Точка зрения, привитая нам в школе (если заменить “тренер” на “учитель”).

Если речь идет о каких-то навыках, которым нас обучает тренер, то это выражение безусловно должно быть истинным.

Если же речь идет о том, что “тренер” на самом деле не “тренер”, а вовсе даже “коуч”, то все становится далеко не так однозначно.

В некоторых случаях “учитель” или “коуч” или “ментор” или “тренер” нужен для того, чтобы помочь ученику установить границы своих знаний/навыков/умений и помочь сделать самостоятельный шаг “за границу”, который еще не факт, что приведет туда, куда думает ученик.

“Тренер”, о котором шла речь выше, такой же. Тренер в ката совершенствования не знает ответ “как усовершенствовать ситуацию ученика”, но знает “как сделать так, чтобы ученик сам смог усовершенствовать свою ситуацию”. Тренер в ката коучинга делает это же по отношению к самому процессу обучения.

Да, на всякий случай напомню, что я не эксперт в этой теме, а только человек, который пытается разобраться.

Поэтому если вы ждете, что при выполнении одной из ката, описанных в книге Майка Ротера, тренер будет обладать всеми необходимыми для решения проблемы техническими знаниями, вы будете разочарованы.

Что делать? Не ожидать, что тренер решит за вас вашу проблему.

Проблема 2. “Они не знают нашу ментальность”

Иностранцы вовсе не понимают широкую и загадочную русскую душу. Это факт. НО это не препятствие для применения методик и практик управления, возникающих за пределами нашей Родины.

Препятствием это становится в том случае, когда вы, прочитав книгу-другую, приходите и говорите своим коллегам: “так, с сегодняшнего дня будем делать так”.

Вот чего точно нет в русской душе – это робота, который способен подчиняться таким командам. И это проблема.

Что делать? Не выключать голову после прочтения книги.

Проблема 3. Тактическая

Как я понимаю, ката коучинга нужна для распространения ката совершенствования по всей компании. Т.е. старшие руководители с помощью ката коучинга должны передавать знания и навыки использования ката совершенствования своим подчиненным и нижестоящим руководителям.

Если кто-то думает, что этому могут научить “посторонние ката-эксперты”, то он явно заблуждается.

Точно так же если родители передают функцию учения уму разуму своих детей каким-то третьим лицам, то эти третьи лица привьют детям свою жизненную философию. Или, что может быть еще хуже, жизненную философию, которую, КАК ОНИ ДУМАЮТ, практикуют родители. Не настоящую, а видимую. И это будет плохо.

Потому что если цели и стремления компании будут формировать посторонние люди, а не владельцы и топ-менеджеры компании, то эти цели и стремления сотрудников компании в один малопрекрасный момент пойдут в разрез с целями и стремлениями владельцев и топ-менеджеров, и компания узнает, что такое “бунт на корабле”, пусть даже “тихий”, “бабий” или в форме “итальянской забастовки”.

Что делать? Если вы планируете использовать ката, то как можно раньше отказывайтесь от услуг посторонних лиц – компания сама должна выработать свои ката.

Заключение

Я ничего не понимаю в ката. Возможно я неправ. Буду раз услышать критические замечания и прочитать критические комментарии.

Кому это может быть интересно

PressFoto_5956932-MediumPressFoto_1251001-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • Тойота ката. Шесть лет спустя
    Тойота ката. Шесть лет спустя
  • Как я планирую свою работу в среднесрочном периоде
    Как я планирую свою работу в среднесрочном периоде
  • Как подготовка может повлиять на выполнение работы
    Как подготовка может повлиять на выполнение работы
  • "За" и "против" ГОСТов по бережливому производству и бритва Оккама
    "За" и "против" ГОСТов по бережливому производству и…
  • Поток создания ценности
    Поток создания ценности
  • Как у меня взломали сайт и как я восстановил его за полтора часа
    Как у меня взломали сайт и как я восстановил его за…
  • KPI нужны для плохо настроенных процессов? А в нестабильных условиях?
    KPI нужны для плохо настроенных процессов? А в…
  • Выступление Джеффри Лайкера глазами линтузиаста
    Выступление Джеффри Лайкера глазами линтузиаста

Ключевые слова: Директор, развитие персонала, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментарии

  1. Konstantyn says

    19.10.2014 at 22:33

    ката [quote]…выглядит подозрительно примитивной[/quote]
    хорошо, когда есть человек, к которому можно обратиться за советом… и, как говорят в штатах: you should write a book about this

    Ответить
  2. Dmytro says

    21.10.2014 at 12:01

    Вся система TPS выглядит примитивно при ближайшем рассмотрении. Человек с унивеститетским образованием недооценивает простоту. А в действительности работают именно простые вещи. В “ката” для тренера самое сложное не сделать все самому (“оно же все такое простое, как этот тупой оператор не понимает”)… Это я вам как “специалист” по ката говорю (один раз пробовал :))

    Ответить

Trackbacks

  1. Поговорим о ката:
    02.01.2015 в 02:57

    […] «Тойота ката» Майка Ротера рассуждать о том, есть ли в России специалисты по ката стало значительно проще. Посмотрим, что я там писал в […]

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Развитие персонала своими силами. Книга

Ближайшие события

RSS Новости LeanZone.ru

  • Каталог примеров PDSA
  • Цифровизация производства в РФ. Не отрываясь от реальности
  • Необходимо, но недостаточно!
  • Неспособность выбрать: Как изобилие превращается в проклятие
  • Взгляд на вирус отечественного производителя…

Случайная цитата

Я сворачиваю, останавливаюсь и записываю: «Предпринимать действия, значительно повышающие в восприятии рынка стоимость продуктов фирмы.»

— Элияху Голдратт, Цель-2, стр. 153

Последние комментарии

  • Денис on Провал внедрения бережливого производства
  • Денис on Революционная твёрдотельная батарея Toyota на пути к дебюту в 2021 году
  • Валерий Казарин on Переналадка: замена одной регулируемой детали оснастки на набор нерегулируемых
  • Юрий on Переналадка: замена одной регулируемой детали оснастки на набор нерегулируемых
  • Александр on Провал внедрения бережливого производства

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Facebook
  • Google+
  • LinkedIn
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2021 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти