Благодаря Русской Школе Управления побывал в субботу на конференции «Work, Play & Create» (Игровые подходы в обучении и развитии персонала), которая оказывается проводится уже в четвертый раз. Очень хотелось узнать что-то, что помогло бы более системно подходить к процессу использования игр и тренажеров в обучении.
Конференция проходила весело, но для меня оказалась не очень ценной. Хотя, конечно же удалось найти несколько интересных идей и людей.
Итак, обо всем по порядку
Организационные вопросы
Почему-то это первое, что меня зацепило. В целом, конференция прошла хорошо, но мелких косяков было много, мозг все время выхватывал их из процесса, отключаясь от содержательной части. И это плохо.
Во-первых, тайминг. Чисто теоретически ожидаешь, что люди, которые много-много раз проводят мероприятия, рассказывают презентации и проводят какие-то деловые игры, умеют управляться со временем. Может быть это именно мне так катастрофически не везло, но практически каждый выступающий, которого я слушал, имел серьезные проблемы с таймингом, так что часть выступления находу скамкивалась и выкидывалась, времени отвечать на вопросы практически не оставалось, и приходилось выхватывать человека в перерыве ради всего лишь одного-двух вопросов.
Во-вторых, техническое обеспечение. Смешно смотреть, когда выступающий командует «следующий слайд, пожалуйста» или говорит что-то «и вот когда нам покажут следующий слайд…» Вспоминаю старые добрые девяностые, самый их конец, когда презентаторов/слайдеров/моргалок еще не было и было дешевле держать за компьютером специально обученного нажимать нужные кнопки человека.
Это что — нормально?
Кто-то может сказать «да ладно, Казарин, это всё мелочи, в целом-то все хорошо!» Ну да. В целом хорошо. Но хочется, чтобы мелочи не портили впечатление.
Акценты
Моей целью было найти кого-то, кто будет рассказывать о концептуальных вещах: зачем использовать игры в обучении, как их лучше всего использовать, в каких случаях, для чего, и так далее…
Одно такое выступление было, и уже хорошо. Но плохо то, что большинство выступлений было о самих играх. Не, вру, не одно выступление касалось системных вопросов, как минимум два. Но второе (о котором я забыл) было посвящено настолько базовым вещам, что об этом можно было и не говорить.
В игры трать не хотелось, но программа была составлена так, что пройти мимо было нельзя. А могли бы организовать потоки именно «по интересам»: «поиграть», «подумать», «пообщаться» и так далее.
Акцент на проигрывании игр привел к тому, что в одном выступлении «скомкали и выкинули» то, ради чего я пошел: момент закрепления знаний, полученных в игре. Настолько скомкали, что никто об этом не вспомнил. На мой вопрос в паузе выступающие просто сказали: «ну что, нужно тестирование проводить, таким образом и закреплять». Святая простота! Вспоминаю суровые ухмылки металлургов, с которыми я работал весь декабрь, и думаю о том, что даже если им три тестирования устроить, не будут они у себя в мозгу ничего закреплять. С какой стати? Если все закрепляемое не будет использоваться в работе — никто ничего не будет закреплять… Вид сделают.
Вторая история тоже про игру. В одном из выступлений в качестве «фоновой задачи» попросили организовать «производственный процесс». Он нужен был только для оценки навыков работы в команде, а оценка навыков нужна была для демонстрации эффекта от создания и использования в компании «центра развития». Ну, скажем так, разновидности учебного центра. Но поскольку производственный процесс — это 90% времени всего отыгрыша, и там половина народу работает руками, а вторая внимательно за этим следит, то в итоге все внимание ушло на то, «как сделать лучше». Ну да, наша команда выиграла, но было странно через два часа отвечать на вопрос «скажите, а как в вашей команде организовали процесс производства? У нас тоже был специалист по бережливому производству, но мы сделали меньше…» Да при чем тут этот производственный процесс в конце-концов? Докладчики показывали «центр развития»!
Увы, я думаю, этот негативный эффект использования игр еще мало кто принимает во внимание. Люди, играющие в игры ради обучения, больше концентрируются на сути игры, чем на тех правилах, которые заложены в игру, или на тех результатах, которые показывает игровой сценарий. Мы начинаем думать о том, как быстрее сгибать сгибы в оригами, или быстрее соединять квадратные детали в LEGO, вместо того, чтобы думать о том, как организован весь процесс целиком, или какие наши коммуникативные навыки развиваются в процессе игры.
Большой и жирный клиент
Дважды я говорил людям: «я вам сочувствую, потому что вы работаете с большими компаниями».
Почему?
Как сказал одни: «Но это же круто и прибыльно! Ну да, можно вылететь с рынка из-за всего одной ошибки, но это же стимулирует все делать идеально!»
Я думаю, большой и жирный клиент — это одна из самых страшных бед, которые могут случиться с бизнесом.
Да, он платит бешеные деньги. И ставит невероятно крутые задачи. Но одновременно он выкручивает вам руки. Он заставляет плясать под свою дудку, под ту мелодию, которую он сам из нее натужно выдувает, да еще так, чтобы это было красиво.
Кому кажется, что это круто, вспомните про парня из «Безумцев» (Mad man), который обслуживал клиентов из Шевроле (кажется), и который лишился глаза на охоте. Желаете остаться без глаза — работайте с большим и жирным клиентом, который не хочет работать с вами на равных, а заставляет вас принять его условия.
«Но это же бизнес! Тут нельзя иначе!»
Кто сказал, что нельзя? Кто сказал, что нельзя отказаться от большого заказчика только потому, что он выставляет невыполнимые условия? Можно. Жалко денег? Жалко упущенных возможностей? Вот это — правда. Жалко. Но что вы продаете Большому и жирному клиенту? Свободу действовать так, как считаете нужным.
«Да ладно, мы же не в тюрьме, какую свободу мы теряем?»
Какую свободу? Свободу сказать, что невозможно нарисовать 7 перпендикулярных красных линий, причем половину — синим маркером, а еще половину сделать прозрачными.
Лично я дорожу свободой сохранять свой здравый смысл неприкосновенным.
Ценность
Ужас. Ужас в том, сколько народу не думают о пользе для клиента.
В начале конференции группам дали задание, ответит на несколько вопросов. В том числе «какой должна быть игра?»
Группа в которую я попал, написала 4 пункта ответов, и ни один из них не касался того что нужно клиенту. Самым близким был пункт «игра должна решать конкретные задачи». При этом эти конкретные задачи, я уверен на сто процентов, должны были формулироваться теми, кто «продает» деловую игру, а не теми, кто ее покупает.
Коллеги-тренеры и коллеги-игротехники, не забывайте спрашивать клиента, зачем ему всё это? Пусть он сразу просит «сделайте мне такую-то игру», но вот вопрос — может он просто не знает того, что поможет ему решить его проблему лучше, чем эта игра?
Второй ужас был, когда выступающий сказал фразу «мы теперь не говорим о ценности вообще, в наших условиях ценности отходят на задний план и главным становится все-такие достижение результата».
Если чуть-чуть усилить этот тезис то получится примерно следующее: «Когда наступает кризис — ценности идут лесом. Главное — заработать денег!»
Здесь есть две страшные вещи.
Одна заключается в том, как формулируются ценности. Если главное — зарабатывать деньги, то это и есть ценность, и не надо говорить, что ценности компании — «счастливые сотрудники и довольные клиенты». Не надо врать самим себе.
Вторая заключается в том, что ценность не должны меняться в зависимости от внешних условий. Сначала вы отказываетесь от ценностей ради денег, потом говорите «ничего личного, это бизнес», потом выкидываете за ворота градообразующего предприятия четверть персонала, а потом требуете от государства справиться с уличной преступностью и наркоманией.
Ценности должны быть вечными. И если деньги важнее ваших текущих ценностей, исправьте представление о ваших ценностях. Ценность для вас в этом случае — деньги.
О хорошем
Одно выступление зацепило очень сильно именно своим системным взглядом на проблему создания игр. И одна из идей этого выступления заключалась в объяснении того факта, что люди играют в разные игры. Почему? Потому что они находят в играх то, чего им не хватает в реальной жизни. И поскольку мотивами в жизни, работе и игре могут выступать разные факторы (выступающий продемонстрировал список из двух десятков мотивов), то и игры должны быть разнообразными, и не концентрироваться только на соревновательном эффекте. И это наверное самая полезная мысль всего дня. А поскольку она четко соотносится с типологией мотивации В.И.Герчикова, которую я по мере сил пропагандирую, то она еще и отлично ложится в мою картину мира.
Итоги
Вопреки всему, я нашел для себя полезные моменты в этом мероприятии. И надеюсь, что смогу применить новые мысли и идеи на практике. Не факт, что это произойдет достаточно рано, но когда-то произойдет и вы узнаете об этом одни из первых.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…