Читатели порой присылают ссылки на очень интересные материалы, которые иначе прошли бы мимо моего внимания. Сегодня — одна из таких статей с моим комментарием.
Я мама, поэтому с опаской задумывалась о результатах «зефирного теста». В нем 4-х летние детки, которые выбирали съесть одну зефирку сейчас, вместо того чтобы подождать и съесть много потом, к 20-ти годам оказались среди неудачников — без образования и на низкооплачиваемой работе. А те, кто выбирал подождать, добились в жизни большего. У любого родителя возникает вопрос — как воспитать ребенка так, чтобы он с детства выбирал «зефир потом»? Мы с мужем нашли ответ.
Все началось с того, что мы никак не могли приучить сына чистить зубы без слез. Тогда мы повесили на дверь в ванной такой листик.
Сначала мы мотивировали его покупкой копеечной машинки в выходные, если он не пропустит ни одного закрашивания. Мы сразу почувствовали, что нашим мучениям пришел конец. По какой-то причине аргумент «Беги скорей чистить зубы, а то луна останется незакрашеной» работал лучше, чем «Чисть зубы, чтобы не ходить к зубному врачу».
Ярослав быстро перестал плакать, что надо чистить зубы, но стал реветь, что до машинки «дойго» ждать. «Мама, когда будет машинка?» — «Через 2 дня» — «Дойго-о-о!» — и в слезы.
Потом он стал выдерживать неделю, но не больше. Бонусом стало то, что он понял, что такое «неделя», и кажется, даже что такое «будущее». Ему тогда было около 3-х лет, он был обычным малышом, который думает только про «сейчас».
Как-то раз мы поехали в гости с ночевкой и забыли зубные щетки дома. Он горько плакал, что не сможет закрасить сегодняшнюю луну. А мы с мужем удивились — раньше он плакал, что надо чистить зубы, а теперь — что не надо 😉
Однажды листик закончился и мы не распечатали новый. Привычка чистить зубы осталась.
Закрашивая солнышки, Ярик научился чистить зубы — но для нас с мужем главное открытие было не в зубах. Мы увидели силу раскрасок, которые мы позже назвали «достигаторами». Силу визуализации маленьких достижений ребенка. Мы знали, что рано или поздно этот инструмент нам еще пригодится.
Звездочки
Как и все родители, мы считали Ярика маленьким гением (вы бы видели, какие штуки из Лего он собирал в 4 года!). Но когда сыну исполнилось 6 лет и пора было готовить его к школе, то большинство стандартных подготовительных активностей он упорно избегал — чтение, вырежи-склей, закорючки для письма, раскрашивание и даже рисование. С этим надо было что-то делать. Тогда муж сел и нарисовал «Звездочки».
У звездочки 5 лучей. Каждый лучик можно закрасить за отдельную активность — рисование, прописи, чтение, поделки, чистка зубов. Одну звездочку нужно закрасить за один день. Сверху призы. Они же торчат за звездочками, до которых надо добраться, чтобы их получить.
Звездочки сделали свое дело и на этот раз. И не только для нашего сына. Друзья Ярика, оказываясь у нас дома, спрашивали, что это висит у нас на стене, и подхватывали идею.
Мы постоянно редактировали задания и правила игры. Иногда бросали, но потом снова возвращались к достигаторам, так как не могли найти лучшего способа мотивировать ребенка. Иногда приходилось напоминать и настаивать — было непросто. Но я не представляю, во сколько раз меньше ребенок бы прочитал, прорешал, прописал, проделал другие нелюбимые занятия, если бы не нужно было «закрасить лучик».
И все же мы недооценивали этот инструмент. Только когда Ярику исполнилось 7 лет мы поняли, в чем настоящая сила достигатора. Оказалось, что это еще и тренажер терпения.
Добираясь до приза, ребенок принимает решение — получить его или продолжать закрашивать звездочки дальше ради более крутого приза. Сначала Ярослав все время выбирал самый простой ближайший приз. Он даже не мечтал о большем — знал, что у него не хватит терпения. Постепенно он стал пробираться дальше — до второго, а потом трерьего приза. Бывало они с мужем ехали покупать Лего, но приезжали с пустыми руками. Ярослав, повертев конструктор в руках, решал потерпеть до следующего. Этот Ярослав был так не похоже на нетерпеливого ребенка, каким он был год назад.
Однажды мы стояли в пробке и Ярослав спросил.
«Папа, а настоящая машина это дорого?»
«Ууу, да! Это примерно пять тысяч звездочек.»
«Это сколько времени надо их собирать?»
«Примерно 13 лет.»
«Я согласен.»
«На что?»
«Буду собирать звездочки. Когда мне исполнится 20, ты купишь мне машину.»
В этот момент мы с мужем поняли, что нужно рассказывать о достигаторах другим родителям, которые, как и мы:
— испытывают трудности с тем, как приучить ребенка к важным нелюбимым делам,
— хотят воспитать детей, способных отказываться от маленького преимущества сегодня ради большого — завтра.
Мы не педагоги и не знаем, поможет ли эта система всем, как она помогла нашему ребенку. Но мы верим, что визуализация достижений ребенка — это гибкий и очень могучий инструмент. Если родители проявят настойчивость и фантазию, то достигаторы помогут им воспитать детей, которые не переоценивают сегодняшний зефир.
P.S. Сейчас мы с Виталиком готовим книжку, в которой будут листы с достигаторами, эта история и лайфхаки по нашим ошибкам. Книжка выйдет уже в этом году 😉
Оригинал статьи можно найти здесь. Иллюстрации автора. Отдельное спасибо Дмитро Могетичу за ссылку.
Несколько комментариев
Во-первых, эта история показывает «скрытую силу», которая прячется в «открытом нараспашку инструменте» — визуализации. В производстве я не видел еще столь впечатляющего примера применения визуализации для изменения привычек и поведения. И хотя история со звездочками — это не то, что можно «в лоб» скопировать в условиях производства, она явно показывает, насколько впечатляющие изменения можно достичь с помощью простой визуальной демонстрации чего-либо.
Во-вторых, кроме собственно визуализации здесь задействованы в полную мощь возможности «геймификации» — внесения игровых элементов в практику обычных рутинных процедур. Многие образовательные центры оценили возможности геймификации в процессе обучения и сейчас активно ищут эффективные способы ее применения. Применение геймификации в условиях промышленного производства еще сложнее, ведь «производство — не игрушки», многие производственные процессы связаны с существенными опасностями для сотрудников, и совмещение «игры» и «охраны труда и промышленной безопасности» в условиях одного предприятия выглядит как минимум необычно.
Однако хорошо известно, что геймификация может быть источником дополнительных стимулов к эффективному и целенаправленному труду для сотрудников предприятия, особенно молодых сотрудников, и не пользоваться потенциалом этого подхода тоже, на самом деле, будет глупо. А значит производственные предприятия рано или поздно встанут перед вопросом — как включать «игровые элементы» в практику своей деятельности.
Важной частью истории, с моей точки зрения, является и описание изменения привычек и характера под воздействием визуализации и игровых элементов. Многие компании испытывают огромные сложности, стремясь изменить отношение сотрудников к работе, стремясь изменить корпоративную культуру и общую атмосферу, сформировавшуюся в рабочих процессах. Какие подходы позволяют изменить персонал и производственную культуру «в нужную сторону» наиболее быстрым и эффективным способом? Это мало кому известно.
Специалисты по изменению поведения человека говорят о том, что поведение человека складывается из мелких привычек, и чтобы серьезно изменить поведение, нужно начинать с изменения мелких привычек, изменения мелких действий (типа «сделал что-то — закрасил луч звездочки — стало хорошо»).
Японцы делают это через внедрение «скучных» процедур в рамках 5S — каждый день убираясь на рабочем месте человек постепенно привыкает к порядку и его поведение видоизменяется: если раньше он мог спокойно действовать в хаосе, привыкнув к порядку он будет стремиться поддерживать его и улучшать. Но такой переход — долгий, нужно запастить огромным терпением, чтобы увидеть счастливые изменения в поведении целого коллектива сотрудников. Можно предположить, что применяя разумным образом визуализацию и геймификацию, можно несколько ускорить процесс изменений.
А сформировав новые привычки, человек меняет и свой характер. И если счастливые родители из этой истории увидели плоды своих трудов, когда ребенок научился быть более терпеливым и «дальновидным», то в рамках бизнеса, как мне кажется, можно ожидать изменений такого же масштаба в рабочем коллективе и производственной культуре.
Что вы думаете обо всём этом? Поделитесь своими мыслями в комментариях к заметке на сайте или в фейсбуке.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…