Сегодня попалась в очередной прочитанной в рассылке заметке очень глубокая мысль про то, как проверить, насколько хороша ваша стратегия.
Некто Роджер Мартин, автор целой серии бизнес-бестселлеров, бывший декан Ротмановской Школы Менеджмента Университета Торонто, сформулировал такой простой и замечательный тест для проверки, является ли ваше определение стратегии на самом деле стратегией, определяет ли она (как должна делать хорошая стратегия) выбор направления развития.
Вот как этот тест звучит:
Переверните ваше определение стратегии так, чтобы оно означало ровно противоположное, и если новое определение стратегии звучит нелепо или смешно, то тогда у вас нет стратегии.
Вот примеры.
Первый. Ваша стратегия: «обеспечивать выдающийся клиентский сервис». Противоположным определением будет нечто вроде «обеспечивать ужасный клиентский сервис». Определенно, ни одна компания не захочет намеренно обеспечивать плохой сервис, из чего следует, что «выдающийся клиентский сервис» — это не стратегия, поскольку она не выделяет вашу компанию из других подобных.
Второй пример. «Нанимать и развивать образцовых сотрудников». Переворачиваем наоборот и получаем «нанимать и развивать заурядных сотрудников» — та же самая история. Вряд ли кто-то намеренно будет формулировать такую стратегию.
Это не значит, что не нужно обеспечивать выдающийся клиентский сервис или не нужно нанимать образцовых сотрудников. Это означает, что это не тот выбор, с помощью которого вы выделитесь из группы похожих компаний.
С другой стороны, если ваша компания решит перепозиционироваться для того, чтобы ее услуги или продукты были полезны только для премиального сегмента, это является хорошим стратегическим выбором.
Потому что обратная стратегия, не работать на премиальном рынке, тоже вполне работоспособна и возможна.
Я никак не мог найти объяснение или пример, который помогал бы показывать компаниям, что их «стратегии» — это просто никуда не годные списки лозунгов. И вот теперь, наконец-то, я знаю, как показать, чем хорошая стратегия отличается от «никакой».
Вы участвуете в этой игре для того, чтобы победить, или просто для того, чтобы играть? Если первое — вам нужна стратегия, которая будет отличать вас от остальных. И это сложно, т.к. вы будете ВЫНУЖДЕНЫ ограничивать свой выбор в связи с выбранной стратегией — нужно чётко сформулировать «это мы делаем, а это — не делаем ни при каких обстоятельствах». Если второе — тогда можно жить без стратегии и просто плыть по волнам экономических кризисов туда, куда они вас несут.
Оригинальная статья была найдена здесь.
Кадр из фильма «Матрица» взят отсюда.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…