На прошлой неделе побывал с группой клиентов на производстве пластиковых окон компании «Оконный континент». Четыре года прошло с тех пор, как был у них там с аудитом в рамках кубка Гастева.
Если смотреть на физическую обстановку, может показаться, что ничего и не поменялось, кроме того, что зона отгрузки стала совершенно другой, а склад фурнитуры перенесли в другое место. Но изменения, однако, достойны определения «тектонических».
Выравнивание и питчи
Четыре года назад производство на «Оконном континенте» начало экспериментировать с выравниванием нагрузки с помощью питчей — заранее распланированных партий разных по сложности окон, которые запускаются вперемешку.
Традиционная логика говорит о том, что нужно выстраивать производство так, чтобы простые продукты производились отдельно от сложных. Если на производство простого продукта нужно 2 минуты, а на сложный — 20, то если их поместить на один конвейер, простой продукт будет всё время «ждать в очереди».
Для того, чтобы понять, что происходит в этом случае, достаточно вспомнить очередь в поликлинике к одному из специалистов на медосмотре. Предположим, на медосмотр отправили 20 человек. Специалисты осматривают их «бегло». Скажем, окулист интересуется, есть ли какие проблемы со зрением, дает почитать таблицу знаков («читай пятую строку снизу»), пишет заключение — и всё, «следующий». И тут заходит человек, который пришел за рецептом для бифокальных очков. Вместо 5 минут он проводит у окулиста все полчаса, очередь постепенно звереет, а остальные специалисты ждут, когда очередной «медосмотренец» получит штампик окулиста, и чтобы скоротать время ожидания пьют чай.
Специалисты «оконного континента» пришли в то время к выводу, что если у них и не получится сделать так, чтобы балконное остекление производилось с той же скоростью, что и простое окно («глухарь») , но если взять заранее спланированную комбинацию простых, очень простых, обычных, сложных и очень сложных окон в определенных пропорциях, то можно добиться того, что вся эта комбинация будет заведомо изготавливаться за одинаковое время.
Такую комбинацию назвали питч, и когда компании удалось с математической точностью определить нужный набор окон, производство заработало в ритме «62 минуты работаем — 7 минут отдыхаем». Выглядело это именно так. Бригада рабочих на линии отрабатывает 62 минуты, изготавливая 20 окон, потом уходит на перекур, а в это время вспомогательные рабочие обновляют запасы всего, что необходимо.
Вот каков был набор в 2013 году:
Сама пропорция определяется рынком — тем, какие дома стоят вокруг предприятия и какие окна для этих домов заказывают их владельцы. Поэтому можно сказать, что эта пропорция мало подвержена изменениям — в конце-концов, новые дома с новыми пропорциями в количествах очень простых, простых, средних и сложных окон строятся достаточно медленно и не могут драматически менять ситуацию.
Цитирую авторов расчета: «Сделав анализ 15000 окон, проданных в сентябре 2012 года, мы узнали, что каждые на каждые 20 продаваемых окон приходится 3 очень простых, 10 простых, 4 средних, 2 сложных и 1 очень сложное окно. Значит, если мы захотим делать окна порциями одного размера по 20 изделий, в каждую из них войдет такой набор окон. Такую порцию мы назвали «питч», в переводе с английского «упаковка».»
Формула питча
Комбинацию цифр и букв 3 A 10 B 4 C 2 D 1 E назвали формулой питча. Т.е. формула питча показывает, сколько какого типа окон должно входить в состав каждого питча.
Далее, переместив сложные и простые окна так, чтобы они шли вперемешку и не вызывали пиковых перегрузок, компания получила последовательность, вроде тех, которые многие из вас видели в книгах про выравнивание и опыт Тойоты:
ABCDBBACDBBABCBCBEBB.
Я не буду здесь погружаться в детали того, как эта последовательность формируется, важно то, что с ней происходит по мере применения выравнивания.
Поскольку сложные окна всё-таки тормозят работу следующих операций, то между рабочими местами должен быть буфер, очень маленький, буквально 2-3 окна, который позволяет последующим операциям не ждать, когда сложное окно пройдет трудоемкую операцию — они берут окна, сделанные перед этим, а для этого сложные и простые окна должны чередоваться.
В 2013 году мы могли наблюдать только первые эксперименты на эту тему. Со временем компания разобралась, как лучше балансировать нагрузку, правильно располагая простые и сложные окна в одной последовательности. И тогда оказалось, что эта последовательность не представляет собой «просто случайным образом перемешанные буквы», а должна быть очень точно задана. И в этот момент, как я понимаю, родилось то, что теперь называют геномом питча.
Геном питча
Геном питча — это точная последовательность типов окон, или букв, которыми она обозначается. Правильная последовательность генов-букв позволяет производственной линии не сбиваться с ритма, не заваливать буферы и не опустошать их в ходе работы. Это как последовательность аминокислот в ДНК — каждое место имеет своё особое значение, и хотя самих аминокислот ограниченное количество, их комбинации порождают людей с разным телосложением, разного роста, цвета кожи и т.д.
4 года спустя
За 4 года планирование производства потока единичных изделий питчами на «Оконном континенте» существенно углубилось в понимание как самого производственного процесса, так и потребностей потребителей.
Геном питча — это как раз отражение понимания внутренних процессов.
Регулярная работа над устранением потерь в производстве привела к тому, что баланс используемого на производство окон разных типов времени изменился. Это потребовало откорректировать геном питча.
Сама продолжительность изготовления питча стала иной — если 4 года назад это были 62 минуты, то сегодня это 49 минут. За 4 года накопленных улучшений процесса оказалось достаточно, чтобы сократить процесс производства на 13 минут, практически на 20%.
И это тоже, конечно же, повлияло на геном питча. Но вообще, это само по себе достижение. Если раньше за 8 часов едва можно было сделать 7 питчей (с учетом перерывов), то теперь за то же время можно изготовить все 8 и еще останется время на отдых или работу над улучшениями.
Кроме этого, кризис 2014 года и падение курса рубля тоже сказалось на всей этой системе. Оказалось, что снизившиеся одномоментно доходы всего населения повлияли на формулу питча. Конечно же на размеры оконных проемов кризис не повлиял, но люди стали заказывать более простые окна, и в итоге там, где раньше покупали «сложные» окна, стали чаще покупать «средние» окна. В итоге формула питча сменилась, а это означало, что нужно снова менять геном питча, ведь поменялся набор букв.
Что в этой ситуации произошло? Компания узнала нечто новое о своём рынке. Что интересно, это знание позволяет строить модели на будущее — что произойдет, если доходы населения упадут еще сильнее, или вернуться к прежнему уровню. Примечательно, что если вы «просто делаете те окна, которые вам заказывает клиент», не пытаясь обеспечивать выровненный поток единичных изделий, то вы и не увидите этих системных сдвигов на рынке. Ведь вы не оперируете понятиями «типы окон», или, по крайней мере, не ставите так четко границу между типами. Для всех «традиционных» оконных компаний падение рубля отразилось на производстве только снижением объема заказов.
Можно провести аналогию с авторынком. С декабря 2014 года практически до последнего времени объем рынка продаж новых автомобилей в штуках неукоснительно снижался. Однако специалисты знают, то отдельные марки и модели автомобилей за это время сохранили свой объем продаж или даже увеличили. В частности, долгое время падение доходов никак не сказывалось на продажах «люксовых автомобилей». Для рынка в целом это не играло никакой роли, т.к. люксовые автомобили продаются десятками или сотнями на фоне нескольких десятков или сотен тысяч в годовых продажах самых популярных марок. Однако для некоторых компаний это означало то, что «хорошие времена еще не прошли», а это означает другую стратегию на рынке и тактику в маркетинговых усилиях.
Вместо заключения
«Оконный континент» — пример отлично проделанной работы по выравниванию потока единичных изделий, а большинство оконных компаний производит единичные изделия — всё-таки каждое окно по своим функционально-техническим характеристикам отличается от остальных. По подсчетам специалистов компании, она способна изготавливать 50 тыс. вариантов окон. Конечно, некоторые из них более популярны остальных, но всё равно заказчик заказывает такое окно, какое хочет он, а не какое есть на складе.
Для компаний, у которых ассортимент поуже, а размер партий побольше, чем одна штука, выравнивание через питчи может показаться слишком запутанной историей. Если объем продаж в штуках меньше, чем 100 изделий в месяц, например, то становится сложно говорить о какой-либо вообще устойчивой статистике спроса.
Но в любом случае, с опытом «Оконного континента» стоит познакомиться, и еще стоит поразмышлять над тем, можно ли что-то из этого применить у себя — по крайней мере, такое упражнение для ума может навести на интересные идеи о том, как изменить собственную систему планирования, чтобы выжать из производства еще некоторое количество никому ненужных потерь.
Если вас заинтересует возможность познакомиться с системой выравнивания или производством «Оконного континента» подробнее, пишите.
Иллюстрации взяты из презентации «Презентация обучение выравниванию» компании «Оконный континент».
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Денис says
…»геном питча — это как раз отражение понимания внутренних процессов» — класс!