Американский центр производительности и качества APQC опубликовал статью «Семь принципов процессного менеджмента«. Среди этих семи принципов есть то, на что стоит обратить отдельное внимание.
Вот эти семь принципов:
- Стратегическая направленность
- Управляемость
- Модель процессов
- Управление изменениями
- Производительность и зрелость
- Совершенствование процессов
- Инструменты и технологии
APQC давно и плотно занимается темой процессного управления, и даже разработала и активно продвигает Process Classification Framework — Структуру Классификации Процессов. Поэтому то, что в эти семи принципов попали Управление изменениями и Совершенствование процессов — не случайность.
Почему важно обратить на это внимание?
Обычно о процессном управлении говорят в логике выстраивания и закрепления процессов: берем бизнес, делим его на процессы, тщательно продумываем, как они должны протекать, как их следует оценивать (показатели эффективности для процессов разрабатываем), затем прописываем придуманное в виде некоего стандарта или регламента, знакомим с ним всех участников и запускаем в действие. Дальше, если что-то идет не так, по показателям эффективности отлавливаем отклонения и возвращаем процесс в тщательно проложенное русло. И вот оно — счастье эффективно работающего бизнеса для собственников, которые в это же время пьют пина-коладу где-нибудь намного южнее.
Когда-то в начале 20-го века такое представление о бизнесе имело смысл, в отдельных отраслях и сферах деятельности. Теперь же это просто иллюзия. Чтобы вы ощутили ее более контрастно, выражу иллюзорность такой фразой:
Если бизнес-процессы в вашей компании не менялись в течение последнего года, возможно, вы уже на пути к угасанию бизнеса.
Новые материалы, ресурсы, технологии, требования законодательства и государства, пожелания партнеров и действия конкурентов вынуждают постоянно менять модель бизнеса. Если, конечно, вы не монополист в тех краях, где никто кроме вас не может вести бизнес.
А изменения модели бизнеса отражаются на бизнес-процессах, которые эту модель поддерживают. И если они у вас не меняются, значит бизнес каменеет.
Так что бизнес-процессов, которые в неизменном состоянии могут существовать сколь-нибудь продолжительное время (3-5 лет) не так уж и много. И значит, вам рано или поздно придётся столкнуться с необходимостью изменений.
Улучшения, которые вы можете внести в процесс, тоже должны следовать какой-то логике. В идеале, у компании должен быть процесс улучшения процессов, чтобы все изменения не происходили хаотически, а заканчивались изменением стандартов/регламентов и не исчезали бы со временем, возвращая процесс к исходному состоянию. И вот это как раз и описывается принципом номер 6 «Совершенствование процессов».
Ну, а кроме самих процессов, в этих изменениях будут активно участвовать и люди, которым свойственны эмоции, как положительные, так и отрицательные — любопытство, привлекательность всего нового, жажда лучшего, страхи ухудшения условий работы, опасения за свое положение в компании. Разные люди, участвующие в изменениях процессов, по разному реагируют на них, и для того, чтобы провести всю компанию без потерь «из точки А в точку Б» нужно иметь не только маршрут движения, но и терпение, настойчивость, умение убеждать и вести за собой. Всё это обычно называют «Управлением изменениями», что в списке принципов процессного управления APQC стоит под пунктом 4.
Как связано с этим бережливое производство? Оно, конечно, не ограничивается только управлением процессами, хотя модель бизнеса, состоящего из отдельных потоков создания ценности, очень похожа на процессную модель. Однако именно в бережливом производстве есть множество готовых инструментов и методик для «Совершенствования процессов», и именно в бережливом производстве (а точнее в TPS — производственной системе Toyota) есть концепция Respect for people, которая дает прочный базис для принципа «Управления изменениями».
Так что если вы строите, или только планируете выстраивать процессное управление в своей компании, имейте в виду — спустя какое-то время вам придётся основательно разобраться в методиках совершенствования процессов и в управлении изменениями. И это потому, что в современном мире, в 21 веке или в новой нормальности, как называют нынешнее состояние мировой экономики, без постоянных изменений могут выживать только избранные единицы компаний, да и те — не очень долго.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…