О том, как визуализация может подействовать на ребёнка я уже писал (точнее, репостил чужую историю) в 2015 году. Заметка называлась «Визуализация, дом, привычки и характер» .

С тех пор прошло очень много времени, но комбинация детей и коронавируса и не такое могут заставить вспомнить.
О чем же идёт речь.
Проблема: детки в клетке
Лично для меня необходимость сидеть дома и никуда не выходить (лучше всего вообще, даже если иногда и можно) не является проблемой — домосед, интроверт, много лет на «домашней работе» в качестве консультанта-фрилансера. Но это я.
А супруга и дети к такому режиму не настолько привычны.
Особенно дети. Особенно после нескольких месяцев привыкания к детскому саду, ежедневным поездкам в компанию других мелких спиногрызов, где воспитатели регулярно их чем-то развлекают и занимают и практически каждый день выгуливают.
То, что было нормальным год назад, когда дети еще не ходили в детский сад и сидели дома (гулять, правда, тогда никто не запрещал на уровне правительства города Москвы), оказалось малопригодным теперь.
Потребовалось меньше недели, чтобы мы поняли, что надо вводить какой-то режим дня, чтобы ни самим не окосеть от постоянного безделия в те моменты, когда нечего делать, и чтобы дети полностью не ошалели от круглосуточного ничегонеделания.
Распорядок дня и регулярные занятия
Так появилась идея распорядка дня с расписанием занятий, которую мы реализовали первой.

Распорядок дня должен был иметь две функции — показывать, когда пришло время заниматься следующим делом, и служить расписанием занятий.
Время мы нарисовали в виде циферблатов часов. Старший уже научился определять время по часам, младшему еще предстоит это сделать.
С чем нам не хотелось дальше иметь дело — так это с ежедневным нытьем и принуждением к занятиям. Поэтому мы в очередной раз поменяли «правила игры» и озвучили их детям.
«С завтрашнего дня вы будете выполнять определённые дела и занятия. Это нужно, чтобы закрашивать звездочки. А звездочки вам нужны, чтобы вы могли смотреть мультфильмы вечером.
Если весь день вы выполняете свои обязательные дела, то вечером у вас звездочки раскрашены целиком, а это означает, что вы можете смотреть мультфильмы. Если звездочка не раскрашена, то и мультфильмы вы смотреть не можете. Если кто-то один всё сделал, а второй — нет, то мультфильмы смотри только один.»
Фаза «внедрения»
Менять правила за один присест невозможно, нужен период привыкания или адаптации к новым правилам. Поэтому первые два дня мы регулярно напоминали детям: сейчас время зарядки, сейчас время занятий, и так далее.
После напоминаний, конечно же, дети делали всё, что от них требовалось, и смотрели мультфильмы.
Но так продолжалось только два дня. Потом мы перестали напоминать.
В первый такой день оба остались без мультиков. Видели бы вы их досаду. Мультиков хотелось, но поскольку и раньше случалось сидеть без мультиков, то один день они могли перетерпеть. Устроили очередную шумную возню вместо просмотра мультфильмов, этим всё и кончилось.
Во второй день они опять прохлопали зарядку и утренние занятия. Потом старший вспомнил про то, что неплохо бы позаниматься, но время уже было упущено. Не знаю, от того, что он понял, что мультфильмы уже не светят, или по другой причине, но до вечера они больше ничего не делали и снова остались без ежедневного вечернего развлечения.
На третий день старший (младшему, конечно же, потребовалось бы больше времени, чтобы выстроить прямую логическую связь «не занимаюсь — не смотрю мультики») сам приходил и просился заниматься.
И так оно и пошло.
Первые разы они иногда выбивались из режима, отставая от расписания на полчаса или час, но там где это было возможно, мы им давали шанс исправиться.
На следующей неделе будем приучать точно следить за временем.
Но уже сейчас на вопрос младшего «давай сделаем то-то и то-то» я уже просто отправляю его к старшему с предложением «пусть он тебе расскажет, когда мы этим будем заниматься».
Процесс пошёл — правила заработали и пропала необходимость каждые несколько часов напоминать и заставлять что-то делать.
Контроль остался
Тем не менее, контрольная точка каждый вечер у нас осталась. Прямо перед началом времени просмотра мультфильмов мы подходим к расписанию (теперь оно висит в другом месте, снова под часами, купленными специально для этого случая) и обсуждаем — кто что когда сегодня сделал, сколько лучиков звезды можно в итоге закрасить, получилось ли закрасить всю звезду и можно ли смотреть мультфильмы.
Короткий «брифинг», который занимает от силы минут пять- семь. Это всё, что осталось от прежних понуканий и напоминаний.

Разница в возрасте
К старшему требований больше. Если младшему для просмотра мультиков нужно закрасить все лучики пятиконечной звезды, то у старшего задача отработать шесть заданий. Но он, судя по всему, не обижается, что с него больше спрашивают, а старается всё делать так, как надо. Правила есть правила, с ними спорить бесполезно.

Другие бонусы для родителей
Одно из заданий — делать утром зарядку. Дети сами её делать не могут, я выступаю «ведущим», а это заодно вынуждает меня самого делать зарядку. В качестве приятного бонуса к расписанию дня и визуализации выполненных задач за неделю добавилась суперспособность отжиматься «не как мешок». Мелочь? Зато приятно.
Следующая итерация
Распорядок дня уже работает, можно сказать, «как надо», а вот расписания занятий еще не появилось. В том смысле, какой обычно закладывается в это понятие в школе: в понедельник — математика и рисование, во вторник — чтение и логика, в среду — письмо и лепка, и так далее…
Но буквально еще несколько дней и оно появится просто само собой. Ведь каждый день заниматься математикой или логическими задачками детям неинтересно — нужно постоянно менять род занятий, и чтобы не придумывать каждый раз «чем бы заняться сегодня» можно сделать один раз расписание (хотя бы на месяц) и больше об этом не думать.
В оперативном режиме думать придется меньше — будет стандарт, расписание, а в более протяженном, стратегическом смысле, появится повод думать на тему «как изменить расписание, чтобы оно включало еще вот то и это, и было более сбалансированным».
Кому это может быть интересно


Валерий, можно добавить взаимовыручку. Мультики не будут смотреть оба, если кто то не все сделал. Тогда появится мотивация помогать отстающему и доп контроль.