Встреча на прошлой неделе натолкнула на размышления о способах передачи накапливаемого консультантом опыта. Вот, как ни крути, а появляется и накапливается. И что с ним можно будет сделать лет через пятьдесят — непонятно, так может раньше надо начинать отдавать?
Не то, чтобы уже больше нечем было заняться, но появилось устойчивое ощущение: «начинай, потом уже будет поздно». И что с этим ощущением делать — пока не очень понятно.
Что можно сделать, чтобы избавиться от опыта, ну или хотя бы разделить его с кем-то еще?
1. Мемуары
Несколько архаичный, но до сих пор существующий метод. В чистом виде мемуары, это конечно, не совсем опыт, это скорее, история жизни, но из неё тоже можно почерпнуть много полезного, особенно, если она насыщена кейсами работы с клиентами.
Большой недостаток — мемуары в наше время почти никто не читает. Надо искать другой формат.
2. Учебник
Структурированный и проработанный опыт — это уже не просто истории из работы с клиентами, это уже учебник, со своей логикой построения, методами изложения, примерами, может быть даже заданиями и так далее. Хорошая штука, если попадает в руки тому, кто в нем нуждается.
Какова вероятность? Близкая к нулю. Какой бы большой тираж не печатался, учебник, предназначенный для взрослого человека, попадает чаще всего тому, кому он не нужен, или нужен, но не в тот момент, когда он оказывается в руках. Может быть был нужен год назад, или еще понадобится через пять лет, но кто о нет тогда вспомнит?
3. Учебный курс, семинар или тренинг
Эффективность семинаров, тренингов и учебных курсов сильно зависит от мотивации участников: если рассказываемое им требуется, то в памяти сохраняется 5-10%% информации при стойком ощущении, что «я знаю всё, что надо».
Малопродуктивно. При этом если у участника нет внутренней потребности в теме семинара или тренинга, то и 5% информации у него может в памяти не осесть.
Учебный курс — вещь немного более эффективная за счет того, что контакты по теме происходят много раз, есть возможность включить в курс задания на проверку знаний, навыков, и даже «на подумать», когда заранее нет готовых ответов.
Но в итоге, эффективность учебного курса тоже не будет велика, т.к. для достижения результата обычно надо завершить полный курс. И если нет домоклова меча над плечом, то нет и нужды заканчивать полный курс даже тогда, когда (ка кажется в начале) есть в этом неоходимость.
С онлайн-курсами дело обстоит вообще ужасно. По моему опыту онлайн-курсы завершают 1-2% участников, и только при наличии того же самого фактора «очень надо», а остальные не добираются до финала, либо делают это методом наименьшего сопротивления, который точно не увеличивает количества знаний и навыков.
4. Передача опыта непосредственно в проекте
«В гембе» шансов успешной передачи опыта значительно больше, как-никак практическая работа в проекте означает вполне конкретную потребность в этом опыте, а если «надо», то всё остальное отступает на второй план.
В целом, хороший способ передачи опыта «через руки», но есть одно но: повторяемость использования этого опыта исчезающе мала, т.к. каждый проект — особенный и проблемы в нем особенные. А когда клиент получит то, что ему надо, то после этого можно считать, что передача опыта завершилась.
И систематизировать этот опыт уже некому, и хотя он будет передан частями разным клиентам, общей картины не останется ни у кого.
5. Школа консультантов?
Продолжительный, структурированный, полнообъемный курс обучения для новых (или меняющих специализацию) консультантов. Может ли это быть решением проблемы?
Возможно. Но кто будет за это платить? Разве что сам носитель опыта.
Но разве такое вообще, в принципе, целесообразно? Я имею в виду передачу опыта да еще и с доплатой…
Если это происходит в рамках работы внутри коллектива консультантов, если владелец опыта не опасается конкуренции со стороны новичков и еще десятки и десятки если. Да еще и при десятках условий, включая «новичок не сбежит из коллектива, получив первые 10-15%% и посчитав, что этого достаточно для создания своей, частной практики».
Остаётся бесконечно много вопросов и почти нет ответов. И это даже нельзя назвать полноценным началом для такой масштабной темы.
Вячеслав says
Валерий, мемуары, как жанр, вообще не вариант.
Тут скорее что-то из автобиографии.
Но есть и более интересный жанр — бизнес-роман. Вот тут уже процент переадресованного опыта выше.
Андрей Крот says
Валера, пара мыслей по поводу поста.
1. Учебник — хорошая тема. Дельная книга будет оценена сообществом, и попадёт в список рекомендуемые к прочтению. Про «вероятность близкую к 0» не соглашусь.
2. Передать собственно опыт скорее всего не выйдет. Опыт имеет слишком много контекстных переменных, которые описать практически невозможно, и применять его в таком «урезанном» варианте может быть невозможно. Мне кажется из опыта нужно выкристализовывать модели, закономерности. подходы, иными словами — превращать опыт в знание, а им уже делиться.