• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Отдам опыт, с доплатой

Отдам опыт, с доплатой

16.07.2020 Автор: Валерий Казарин 2 комментария Тема: Бережливое производство

Встреча на прошлой неделе натолкнула на размышления о способах передачи накапливаемого консультантом опыта. Вот, как ни крути, а появляется и накапливается. И что с ним можно будет сделать лет через пятьдесят — непонятно, так может раньше надо начинать отдавать?

Не то, чтобы уже больше нечем было заняться, но появилось устойчивое ощущение: «начинай, потом уже будет поздно». И что с этим ощущением делать — пока не очень понятно.

Что можно сделать, чтобы избавиться от опыта, ну или хотя бы разделить его с кем-то еще?

1. Мемуары

Несколько архаичный, но до сих пор существующий метод. В чистом виде мемуары, это конечно, не совсем опыт, это скорее, история жизни, но из неё тоже можно почерпнуть много полезного, особенно, если она насыщена кейсами работы с клиентами.

Большой недостаток — мемуары в наше время почти никто не читает. Надо искать другой формат.

2. Учебник

Структурированный и проработанный опыт — это уже не просто истории из работы с клиентами, это уже учебник, со своей логикой построения, методами изложения, примерами, может быть даже заданиями и так далее. Хорошая штука, если попадает в руки тому, кто в нем нуждается.

Какова вероятность? Близкая к нулю. Какой бы большой тираж не печатался, учебник, предназначенный для взрослого человека, попадает чаще всего тому, кому он не нужен, или нужен, но не в тот момент, когда он оказывается в руках. Может быть был нужен год назад, или еще понадобится через пять лет, но кто о нет тогда вспомнит?

3. Учебный курс, семинар или тренинг

Эффективность семинаров, тренингов и учебных курсов сильно зависит от мотивации участников: если рассказываемое им требуется, то в памяти сохраняется 5-10%% информации при стойком ощущении, что «я знаю всё, что надо».

Малопродуктивно. При этом если у участника нет внутренней потребности в теме семинара или тренинга, то и 5% информации у него может в памяти не осесть.

Учебный курс — вещь немного более эффективная за счет того, что контакты по теме происходят много раз, есть возможность включить в курс задания на проверку знаний, навыков, и даже «на подумать», когда заранее нет готовых ответов.

Но в итоге, эффективность учебного курса тоже не будет велика, т.к. для достижения результата обычно надо завершить полный курс. И если нет домоклова меча над плечом, то нет и нужды заканчивать полный курс даже тогда, когда (ка кажется в начале) есть в этом неоходимость.

С онлайн-курсами дело обстоит вообще ужасно. По моему опыту онлайн-курсы завершают 1-2% участников, и только при наличии того же самого фактора «очень надо», а остальные не добираются до финала, либо делают это методом наименьшего сопротивления, который точно не увеличивает количества знаний и навыков.

4. Передача опыта непосредственно в проекте

«В гембе» шансов успешной передачи опыта значительно больше, как-никак практическая работа в проекте означает вполне конкретную потребность в этом опыте, а если «надо», то всё остальное отступает на второй план.

В целом, хороший способ передачи опыта «через руки», но есть одно но: повторяемость использования этого опыта исчезающе мала, т.к. каждый проект — особенный и проблемы в нем особенные. А когда клиент получит то, что ему надо, то после этого можно считать, что передача опыта завершилась.

И систематизировать этот опыт уже некому, и хотя он будет передан частями разным клиентам, общей картины не останется ни у кого.

5. Школа консультантов?

Продолжительный, структурированный, полнообъемный курс обучения для новых (или меняющих специализацию) консультантов. Может ли это быть решением проблемы?

Возможно. Но кто будет за это платить? Разве что сам носитель опыта.

Но разве такое вообще, в принципе, целесообразно? Я имею в виду передачу опыта да еще и с доплатой…

Если это происходит в рамках работы внутри коллектива консультантов, если владелец опыта не опасается конкуренции со стороны новичков и еще десятки и десятки если. Да еще и при десятках условий, включая «новичок не сбежит из коллектива, получив первые 10-15%% и посчитав, что этого достаточно для создания своей, частной практики».

Остаётся бесконечно много вопросов и почти нет ответов. И это даже нельзя назвать полноценным началом для такой масштабной темы.

Кому это может быть интересно

PressFoto_1251001-Medium

Похожие заметки

  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?
  • Так сколько видов потерь — семь или четыре?
    Так сколько видов потерь - семь или четыре?
  • PressFoto_1251227-Medium
    Хочу стать консультантом. Что мне нужно знать? Вебинар
  • commersant
    Конференция "Перспективы консалтинга в России - что…
  • successive-check_2
    Достижение метода ZQC. Часть 3. Последовательные…
  • handsome man standing over blackboard  with drawn dollar concept
    Цена и прибыль - какова же, всё-таки, формула?

Ключевые слова: Консультант, обучение, управление знаниями, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментарии

  1. Вячеслав says

    20.07.2020 at 10:08

    Валерий, мемуары, как жанр, вообще не вариант.
    Тут скорее что-то из автобиографии.
    Но есть и более интересный жанр — бизнес-роман. Вот тут уже процент переадресованного опыта выше.

    Ответить
  2. Андрей Крот says

    01.08.2020 at 17:48

    Валера, пара мыслей по поводу поста.
    1. Учебник — хорошая тема. Дельная книга будет оценена сообществом, и попадёт в список рекомендуемые к прочтению. Про «вероятность близкую к 0» не соглашусь.
    2. Передать собственно опыт скорее всего не выйдет. Опыт имеет слишком много контекстных переменных, которые описать практически невозможно, и применять его в таком «урезанном» варианте может быть невозможно. Мне кажется из опыта нужно выкристализовывать модели, закономерности. подходы, иными словами — превращать опыт в знание, а им уже делиться.

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Говоря точнее, я не выполнял, да и не мог выполнять ту работу, которую мне поручили во время инструктажа. Нам говорили, что при появлении проблем мы должны известить о ней бригадира участка. Но нам никогда не говорили, кто эти люди и как их надо было извещать.

— Стивен Спир, Догнать зайца, стр. 81

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти