Круглый стол с таким названием прошел в рамках федеральной программы подготовки управленческих кадров «Лидеры производительности», которая входит в национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости».
На круглом столе прошла дискуссия, в рамках которой заместитель министра экономического развития России Петр Засельский обсудил с руководителями производственных предприятий их опыт преодоления кризисных явлений, эффективность мер государственной поддержки и новые перспективы повышения эффективности рабочих процессов, которые открыл кризис.
Для удаленки – новые законы
Открывая дискуссию, Петр Засельский отметил, что задача круглого стола состоит в «обмене мнениями по поводу того, как меняется жизнь, как чувствуют себя отрасли экономики в целом и при переходе на удаленную работу».
«Нам важно услышать ваше мнение, что у вас поменялось, какие вопросы возникали и требовали решения. Всю сегодняшнюю информацию мы систематизируем и сделаем частью нашей работы, работы Правительства», – объяснил Засельский.
Во время выступления заместитель министра экономического развития РФ рассказал об исследовании, проведенном в США среди консультантов и представителей бизнеса, которое показало, что переход на удаленную работу может наоборот привести к увеличению производительности труда и выручки. В первую очередь при переходе на удаленную работу резко отпадет необходимость иметь офисы, также появится возможность нанимать сотрудников не на полный рабочий день, а на почасовую оплату, а возможность дистанционного найма даст дополнительные инструменты экономии — например, нанять бухгалтера можно будет в другом городе. Все это возможно только при наличии соответствующей законодательной базы. В тоже время, возникают и проблемные стороны, например, кто будет нести ответственность при несчастном случае, если сотрудник получил травму при выполнении работы удаленно.
«Мы видим, что удаленная работа имеет хороший потенциал увеличения эффективности, однако требует пересмотра трудового законодательства», — отметил Петр Засельский.
Забыть о новой коллекции
Во время работы круглого стола свое мнение о ситуации в экономике высказали и выпускники программы «Лидеры производительности». Генеральный директор ОГУП «Липецкдоравтоцентр» Алексей Рубахин отметил, что пандемия, как и любая другая проблема, была воспринята как «вызов и возможность для роста».
«Мы перестроили нашу работу с помощью пяти инструментов: внедрили мобильные ремонтные бригады, ввели планирование работ через «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Таблицы», установили ежемесячную отчетность в соответствии с KPI, оплачивали только конкретные результаты и ставили в приоритет проекты с реальной экономической выгодой», – рассказал Рубахин.
Эти меры помогли «Липецкдоравтоцентру», несмотря на кризис, продолжить взятый в прошлом году с вступлением в нацпроект курс на повышение эффективности. В первом полугодии предприятие показало рост основных показателей – выручка выросла на 16 %, производительность – на 56 %, рентабельность – до 4,9 %.
В новосибирской компании «Обувь России», по словам генерального директора Сергея Юнга, предвидели грядущие проблемы, так как основными поставщиками материалов и сырья были китайские компании.
«В начале марта стали пересматривать свою производственную программу: отказались от новых инвестиционных проектов и внедрения новых коллекций. Потом решили работать без дополнительных сотрудников и перераспределили заказы», – рассказал Юнг.
Новые условия помогли сотрудникам компании «Обувь России» повысить уровень онлайн-взаимодействия с контрагентами, пересмотреть логистические процессы, перейдя с автомобильных на железнодорожные и морские перевозки.
О преимуществах работы в удаленном режиме рассказала Любовь Самохвалова, исполнительный директор АО «Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций». «Мы проводили совещания через Skype два раза в день, чтобы исключить лишние перемещения персонала. Удаленка продолжалась два месяца, и за это время мы всерьез задумались об автоматизации производства и приобрели новое оборудование», – пояснила Самохвалова.
Почти никаких проблем в период пандемии не возникло у новосибирской компании «Континент окон». Как рассказал директор предприятия Александр Беликов, его сотрудники давно работают удаленно и могут подключаться к корпоративному серверу в любой точке мира. «Мы не остановили торговлю, делали заявки на новые материалы, занимались расчетами витражей. Единственное, что не смогли сделать удаленно, – продолжать производство», – пояснил Беликов.
Впечатляющих результатов во время пандемии достигло АО «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения». «У нас увеличилась производительность. За 8 месяцев мы выпустили на 82 % больше продукции, чем за аналогичный период минувшего года», – доложила генеральный директор Татьяна Филидова.
Посчитаем по эффективности
Участники круглого стола рассказали и о нерешенных проблемах. Сергей Юнг посетовал на медленное восстановление спроса на обувь. «Если денег у населения немного, то оно экономит на всем, и решающим фактором становится цена. Даже в спокойные времена в России среднестатистическое потребление обуви находилось на уровне 2,5 пары в год, а в Европе и США – 6-8 пар в год. Такие показатели не потому, что мы не любим модную обувь, а из-за того, что у нас мало денег», – объяснил Юнг.
Любовь Самохвалова подержала позицию Петра Засельского о необходимости внести изменения в действующее законодательство: «Мы в дистанционном режиме столкнулись с проблемой подписания рабочих документов и приказов. Все это в итоге после возвращения на предприятие привело к бумажному помешательству».
Татьяна Филидова заметила, что во время кризисов хорошо работают механизмы господдержки. «Все ждут практической помощи в виде обновления парка оборудования», – сказала она.
Петр Засельский сообщил выступающим, что все их пожелания он зафиксировал. Он дополнил: «И главных критериев эффективности обучения по программе «Лидеры производительности» два: положительное влияние на рост финансовых показателей предприятия и карьерные треки участников — если у выпускника происходят позитивные изменения на жизненном пути, меняется уровень дохода, значит, стоит и дальше заниматься выстраиванием этой системы».
Заканчивая дискуссию, модератор круглого стола Лейсан Минезатдинова отметила, что участники конференции, которые учатся сейчас или уже закончили программу «Лидеров производительности», оказались более подготовленными к пандемии, чем кто бы то ни было. Поэтому они смогли быстрее адаптироваться в ситуации кризиса под меняющийся рынок. «Ваш опыт можно и нужно тиражировать», – заключила модератор.
Особое мнение
Не знаю, как вам, но мне не показалось, что приведённые примеры хоть как-то раскрывают новые возможности повышения эффективности, о чем говорил П. Засельский. Если вдуматься в примеры, то можно легко увидеть, что все мероприятия. которые предприятия проводили в условиях пандемии для повышения своей эффективности, они могли сделать и раньше.
Возьмем «Липецкдоравтоцентр». Нельзя было раньше внедрить мобильные бригады? Звучит не очень инновационно. Или может быть Яндекс.Карты и Яндекс.Таблицы были недоступны в январе этого года? Не говоря уже о идее собирать отчетность не «как получается», а в соответствии с KPI. Некогда было все это раньше делать? Возможно.
«Обувь России» отказалась от инвестпроектов и новых коллекций обуви. Это новые возможности пандемии? Мне кажется, это больше похоже на способ удержаться на плаву.
«Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций» открыл для себя силу Skype’а и преимущества удалёнки. Это здорово. Плохо только, что нужно было закрыть границы и посадить всех по домам, чтобы это произошло.
Ярким пятном выделяется «Алтайсий завод сельскохозяйственного машиностроения», который взял и за 8 месяцев прибавил 82% выпуска продукции к равному периоду прошлого года. Отличный результат. Правда, мы не знаем, как это ему удалось сделать и связано ли это хоть как-то с пандемией. Да и то, цифры относительные, а абсолютные непонятны. Если речь идет о том, что собрано 20 таких механизмов, как плуг или борона, по сравнению с прошлогодними одиннадцатью, то эффект уже не кажется столь масштабным.