Много ли среди наших российских компаний таких, в которых руководители регулярно практикуют ката совершенствования, а сотрудники активно подают кайдзен-предложения? Такие компании — штучный товар. А почему? Не дозрели.
И недозрели не вообще, в целом, а в конкретной сфере — сфере удовлетворения потребностей своих сотрудников. Поясню, что я имею в виду.
Сначала отказ от ответственности, или disclaimer
Во-первых, теорию Абрахама Маслоу об уровнях потребностей никто так на практике и не подтверждал. Экспериментальных доказательств нет. Но попробуйте опровергнуть — это, как минимум, крайне сложно, даже если поискать опровергающие примеры.
Во-вторых, в поздних работах Маслоу делил потребности уже не на 5 уровней, а на большее число, но в рамках этой статьи это дробление становится малозначимым.
Так что там у Маслоу?
Где находятся потребности практиковать ката совершенствования и подавать кайдзен-предложения в пирамиде потребностей Маслоу?
Ответ прост — на пятом уровне. В качестве аргументов «за» приведу просто иллюстрацию с английской страницы Wiki об Абрахаме Маслоу:
Ну пятом уровне, который переводят как «самоактуализация» можно найти две значимые для наших целей потребности: «problem solving» (решение проблем) и «acceptance of facts» (принятие фактов).
Иначе говоря, потребность человека в решении проблем и признании фактов истинными — высокоуровневые потребности, и для их возникновения нужно, чтобы в значимой степени были реализованы потребности предыдущих четырёх уровней.
Кайдзен тут вообще можно прямиком в пятый уровень поставить, так как без решения проблем кайдзен-предложений не бывает.
С ката та же самая история. Ката совершенствования невозможна без принятия фактов. Если человек не хочет признавать или сознаваться самому себе, что дела обстоят именно так и именно по этим причинам, то и совершенствования не будет.
Что же это значит для предприятий?
Если вы хотите иметь устойчивый поток кайдзен-предложений и хотите ввести ката в ежедневную практику, нужно пройти нижние уровни потребностей.
Конечно, то, что способна сделать организация: дать достойную зарплату, обеспечить безопасность труда, создать дружескую атмосферу в коллективе, обеспечить доверие и взаимоуважение между всеми уровнями иерархии управления.
Если все эти вопросы у вас решены, то есть, если нет в компании сотрудников, которые с трудом сводят концы с концами от зарплаты до зарплаты, если каждый уверен, что вечером вернется с работы домой в целости и сохранности, если люди не ведут себя по принципу «человек человеку волк», если рядовые сотрудники не матерятся в спину начальству, а начальники не называют рядовых сотрудников «обезъянами, которые слезли вчера с дерева», то у компании есть шансы создать действенную систему работы с кайдзен-предложениями и обеспечить эффективное применение ката совершенствования. Если «есть вопросы», то ни поток кайдзен-предложений не будет устойчивым, ни ката не будет давать эффект.
Разве это так?
Контраргументы только подтверждают теорию
Кто-то скажет, что это не правда. Мол «вот у нас есть проблемы с зарплатой, да еще и не вся она белая, но предложения подают, ведь за них платят…» или «у нас ката работает, ведь если руководитель не проводит ката-совещания, его лишат премии…»
Ну, наверняка, таких примеров достаточно много. Но если вы вдумаетесь в смысл двух описанных в прошлом абзаце примеров, вы поймёте, что это «заплаты», которыми компания пытается «залепить» дыры в потребностях своих сотрудников.
Нет зарплаты? Добавим за предложения, для активных рационализаторов этого хватит «на хлеб и воду»,
Хочешь безопасности? Давай, отрабатывай ката, иначе никакой безопасности тебе не видать, как своих ушей.
Активный менеджер, который агрессивно управляет изменениями, может удерживать внимание к ката и кайдзен-предложениям и вопреки другим потребностям сотрудников, причем достаточно долгое время. Но если за это время ситуация не стабилизируется, то отката не миновать: ведь если потребности нижних уровней останутся неудовлетворёнными, рано или поздно люди бросят играть в игру «подай предложение и получи пятьсот рублей в подарок», или «выполни ката, найди, что делать в этой ситуации, и босс тебя похвалит».
В некотором роде, это смахивает на некромантию: приходит маг и колдовством, электрическим током или ужасным вирусом поднимает мертвых на ноги и отправляет в бой за светлое будущее.
К счастью, мне пока еще не приходилось задействовать такую сильную магию, да и не очень-то хочется пока…
Что делать?
Мне кажется, тут всё просто. Надо удовлетворять те самые потребности более низких уровней и не пытаться поднять мертвых из земли. Не то, чтобы это было проще, но с точки зрения кармы это определённо правильнее.
Да. Придётся искать способы повышения эффективности помимо ката и кайдзен, хотя бы для того, чтобы повысить зарплату. Да, придётся головами руководителей решать вопросы базовой безопасности. Да, придётся брать культуру производства в свои руки, и отнимать хлеб у серых кардиналов.
Хотя, может быть всё-таки лучше призвать мертвецов и сделать из них зомби?
Решать вам.
Схема пирамиды потребностей Маслоу.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Пётр Сазонов says
Фундаментально правильный подход к пониманию причин того, почему на [некоторых, многих — неважно] наших предприятиях не работают кайдзен, ката и другие инструменты повышения эффективности деятельности, предполагающие активное и непосредственное участие сотрудников (именно конкретных сотрудников, а не абстрактного персонала). Кстати, этот подход объясняет также и то, почему на некоторых предприятиях такие инструменты всё-таки работают, а на других нет.
Браво, уважаемый Валерий Валерьевич! Жаль, что у нас нет независимых исследовательских центров, которые провели бы соответствующие исследования на репрезентативной выборке отечественных предприятий и по результатам корреляционного анализа (и не только) подтвердили бы Ваши выводы.