• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Бережливое производство в России / Как сделать семинар, который сможет рассказать кто-то другой

Как сделать семинар, который сможет рассказать кто-то другой

28.05.2018 Автор: Валерий Казарин 1 комментарий Тема: Бережливое производство в России

Месяц назад я взялся за работу, подобной которой я уже давно не делал: разработать методические указания для проведения семинара на тему, связанную с бережливым производством.

Очень непростая задачка оказалась, когда понимаешь, что ни в каких методических материалах нельзя передать весь опыт и знания, которые позволяют «в любой момент ответить на любой каверзный вопрос», и приходится придумывать, а что же в этой ситуации тогда делать?

Собственная практика

Сейчас для меня любой семинар, который я веду — это набор ключевых точек, моментов, через которые я должен провести участников семинара. Скажем, если это «Введение в бережливое производство», то там точно будет кусок про ценность, про понимание ценности глазами клиента, про действия, создающие ценность и несоздающие ценность, про потери и т.п. И хотя у меня довольно хорошо протоптанная тропа между этими контрольными точками, я могу пройти этот маршрут и через бурелом, если соберётся такая группа участников, которой покажется, что протоптанной тропинки для них мало, или она слишком узкая.

Нет проблем — на помощь приходит ассоциативная память и десятки разных примеров, которые можно рассказать, чтобы передать суть необходимых понятий и довести всех их точки А в точку Я.

Вообще, это очень удобно, но это моя ассоциативная память, мои примеры, и некоторые из них потребуют очень больших описаний, чтобы кто-то смог повторить такой же манёвр вместо меня.

Практика прошлого

Во время работы в консалтинговой компании я написал методики использования нескольких инструментов бережливого производства, для внутреннего пользования.

Эти методики нужны для того, чтобы менее опытный консультант мог, на их основе, выполнять практическую работу или обучение.

Само описание методики строилось по тому же принципу контрольных точек: есть маршрут А-Б-В-…-Я, который нужно пройти за заданное ограниченное время. Есть канва маршрута, в виде сопроводительных презентаций, документов, шаблонов, трафаретов, кратких рекомендаций по использованию.

Чего нет — детального описания всего маршрута. Потому что методика нацелена на использование консультантами, и предполагается, что все они имеют опыт работы в условиях неполной информации, неточных сведений о текущей обстановке и так далее и тому подобное.

И каждый консультант, по сути, использует свой опыт и интуицию, чтобы дополнять те смысловые проблемы, которые могут быть в методике.

Возвращаясь к примеру с буреломом, каждый консультант сам должен уметь принимать решение — стоит соваться в бурелом, или не стоит, и если уж решил соваться, то сам должен и вытащить себя и всех остальных из этой передряги.

То есть предполагается, что у любого другого консультанта, конечно же, нет моего опыта, но есть свой другой, который они могут подставить вместо моего в соответствующее уравнение.

Практика преподавания

При разработке методических указаний для преподавателя, возникает другая проблема. Преподаватель не обязан иметь опыт работы в неопределённых условиях, да и вообще, строго говоря, не обязан иметь опыт практического применения тех знаний, которые он передаёт своим ученикам. Если есть такой опыт — это просто превосходно, но если нет — не страшно. На то и задуманы учебники, методические указания и учебные планы, чтобы преподаватель мог передавать своим ученикам знания третьих лиц.

Но в чём тут подвох: в методических указаниях и учебниках точно нельзя зафиксировать чей-то чужой опыт и глубокие знания из любой сферы знаний.

Это как если бы мы хотели в школьном учебнике по истории за средние классы увидеть подробное описание армий, столкнувшихся на Курской дуге, с численностью, характеристиками вооружения и опыта предыдущих битв, расстановку в начале битвы, потери по каждому боевому подразделению в конце битвы и так далее.

Эти данные известны профессиональным историкам и любителям отечественной истории того периода, но в школьных учебниках о Курской дуге может быть всего два-три абзаца, которые характеризуют место и роль этой битвы в ходе Великой Отечественной войны.

Значит нужно сделать так, чтобы преподавателю не требовался опыт и знания практика. А это налагает особые, определённые требования к организации учебного процесса.

Например, я вполне могу себе позволить ситуации, когда участники семинара могут начать скучать. В какой-то момент содержание семинара может показаться слишком скучным, потому что в нем мало увеселительных элементов. Многие от этого страдают, но я, например, физмат заканчивал, и математический анализ учил в ВУЗе. Это малоувеселительные предметы, с точки зрения обычного обывателя. Скучные даже. Однако это не говорит ничего о том, что они бесполезные.

Если кто-то из участников обучения заскучал и начал думать о том, как развеселиться, он может попробовать разные способы, в том числе задать пару каверзных вопросов преподавателю. Если у меня на такие каверзные вопросы ответы найдутся (или я смогу быстро простроить логику ответа), то у преподавателя без практического опыта такие вопросы могут вызывать изрядные затруднения. И чтобы этого не было, лучшая тактика защиты от каверзных вопросов — нападение на любопытство.

Т.е. надо постоянно переключать внимание участников, показывать им разные пряники и плюшки, чтобы они не успевали подумать, как в плохом голливудском фильме «а как так получилось, что тут на улице в кустах стоит концертный рояль???» Эту мысль можно легко обойти, если в этот же момент, вместе с роялем, из кустов появляется великолепная блондинка (брюнетка), от которой нельзя оторвать глаз. И пусть она еще и что-то поёт под рояль, и тогда парадокс его присутствия в столь нетипичном месте вообще ускользает от внимания зрителя.

Период внимания современного человека короче чем у «золотой рыбки»

7 секунд — и внимание современного молодого человека требует переключения на другую тему. Если ты можешь удерживать внимание 7 секунд — этого достаточно. Потом переключай тему на другую, еще на 7 секунд, и так далее.

К счастью, в образовательном процессе пока дело не дошло до учебных тем длиной в 7 секунд, но меня настойчиво просили менять «активности» каждые полчаса. Вот он — цикл уставания внимания современного сотрудника производственного предприятия.

А вы говорите «ты должен работать внимательнее». Да через полчаса любой сотрудник переходит в режим автомата, или меняет род деятельности.

Особенности «отторгаемого» учебного курса

«— Опасного оружия нет. Есть только опасные люди. Мы стараемся сделать вас опасными для врага. Опасными даже без ножа. Опасными до тех пор, пока у вас есть одна рука или одна нога и пока вы еще живы…» (Р. Хайнлайн, «Звездный десант»)

С учетом всего вышесказанного я пришел к выводу, что «коробочный» учебный курс должен обладать следующими особенностями:

  • он должен быть простым, как метательный нож, чтобы не было никакой возможности сделать что-то не так, как надо,
  • он должен быть ясным и четким, как глоток воздуха, чтобы у учеников не возникало никакого желания использовать полученные знания там, где это невозможно или бесполезно,
  • он должен быть захватывающим, как многомилионный блокбастер, чтобы к концу второго дня участники удивлённо спрашивали «а что, уже всё? а мы думали, прошло только полчаса…»
  • и он должен при всём при этом оставаться таким же эффективным, ка метательный нож в руках опасного человека, чтобы каждый участник тренинга смог получать нужные ему результаты.

Дополнительный вывод для себя

Я долго возмущался в ответ на требование «сделать блоки тренинга более компактными и чаще менять активности». А потом подумал, почему мне это не надо и зачем это надо преподавателю без практики и всё стало на свои места. Дело лишь в том, чтобы взглянуть на продукт глазами клиента.  В случае «коробочного тренинга» — глазами преподавателя, который будет его вести.

Надо ЕЩЁ чаще глядеть на всё глазами клиента.

Кому это может быть интересно

PressFoto_5959641-MediumPressFoto_1251001-MediumPressFoto_725833-Medium
Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • Так сколько видов потерь — семь или четыре?
    Так сколько видов потерь - семь или четыре?
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?
  • butterfly-valve
    Подготовка производства. 2. Как сделать один продукт
  • questionary
    Куда пойти учиться бережливому производству

Ключевые слова: вовлечение персонала, Консультант, обучение, Специалист, уважение к людям, ценность, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментарии

  1. Вячеслав says

    03.06.2018 at 10:47

    7 секунд — оптимальная продолжительность одного кадра в фильме. Неважно, художественный он или документальный.
    Многие ролики с ютуба невозможно смотреть потому, что их авторы не знают этой аксиомы.

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Зачастую «требования потребителя» четко не определены, и их формулировка становится одной из первых задач по стабилизации.

— Джеффри Лайкер, Дэвид Майер, Практика Дао Toyota, стр. 96

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти