• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Вовлечение персонала / Почему ката и кайдзен не взлетают

Почему ката и кайдзен не взлетают

27.02.2021 Автор: Валерий Казарин 1 комментарий Тема: Вовлечение персонала

Много ли среди наших российских компаний таких, в которых руководители регулярно практикуют ката совершенствования, а сотрудники активно подают кайдзен-предложения? Такие компании — штучный товар. А почему? Не дозрели.

И недозрели не вообще, в целом, а в конкретной сфере — сфере удовлетворения потребностей своих сотрудников. Поясню, что я имею в виду.

Сначала отказ от ответственности, или disclaimer

Во-первых, теорию Абрахама Маслоу об уровнях потребностей никто так на практике и не подтверждал. Экспериментальных доказательств нет. Но попробуйте опровергнуть — это, как минимум, крайне сложно, даже если поискать опровергающие примеры.

Во-вторых, в поздних работах Маслоу делил потребности уже не на 5 уровней, а на большее число, но в рамках этой статьи это дробление становится малозначимым.

Так что там у Маслоу?

Где находятся потребности практиковать ката совершенствования и подавать кайдзен-предложения в пирамиде потребностей Маслоу?

Ответ прост — на пятом уровне. В качестве аргументов «за» приведу просто иллюстрацию с английской страницы Wiki об Абрахаме Маслоу:

Ну пятом уровне, который переводят как «самоактуализация» можно найти две значимые для наших целей потребности: «problem solving» (решение проблем) и «acceptance of facts» (принятие фактов).

Иначе говоря, потребность человека в решении проблем и признании фактов истинными — высокоуровневые потребности, и для их возникновения нужно, чтобы в значимой степени были реализованы потребности предыдущих четырёх уровней.

Кайдзен тут вообще можно прямиком в пятый уровень поставить, так как без решения проблем кайдзен-предложений не бывает.

С ката та же самая история. Ката совершенствования невозможна без принятия фактов. Если человек не хочет признавать или сознаваться самому себе, что дела обстоят именно так и именно по этим причинам, то и совершенствования не будет.

Что же это значит для предприятий?

Если вы хотите иметь устойчивый поток кайдзен-предложений и хотите ввести ката в ежедневную практику, нужно пройти нижние уровни потребностей.

Конечно, то, что способна сделать организация: дать достойную зарплату, обеспечить безопасность труда, создать дружескую атмосферу в коллективе, обеспечить доверие и взаимоуважение между всеми уровнями иерархии управления.

Если все эти вопросы у вас решены, то есть, если нет в компании сотрудников, которые с трудом сводят концы с концами от зарплаты до зарплаты, если каждый уверен, что вечером вернется с работы домой в целости и сохранности, если люди не ведут себя по принципу «человек человеку волк», если рядовые сотрудники не матерятся в спину начальству, а начальники не называют рядовых сотрудников «обезъянами, которые слезли вчера с дерева», то у компании есть шансы создать действенную систему работы с кайдзен-предложениями и обеспечить эффективное применение ката совершенствования. Если «есть вопросы», то ни поток кайдзен-предложений не будет устойчивым, ни ката не будет давать эффект.

Разве это так?

Контраргументы только подтверждают теорию

Кто-то скажет, что это не правда. Мол «вот у нас есть проблемы с зарплатой, да еще и не вся она белая, но предложения подают, ведь за них платят…» или «у нас ката работает, ведь если руководитель не проводит ката-совещания, его лишат премии…»

Ну, наверняка, таких примеров достаточно много. Но если вы вдумаетесь в смысл двух описанных в прошлом абзаце примеров, вы поймёте, что это «заплаты», которыми компания пытается «залепить» дыры в потребностях своих сотрудников.

Нет зарплаты? Добавим за предложения, для активных рационализаторов этого хватит «на хлеб и воду»,

Хочешь безопасности? Давай, отрабатывай ката, иначе никакой безопасности тебе не видать, как своих ушей.

Активный менеджер, который агрессивно управляет изменениями, может удерживать внимание к ката и кайдзен-предложениям и вопреки другим потребностям сотрудников, причем достаточно долгое время. Но если за это время ситуация не стабилизируется, то отката не миновать: ведь если потребности нижних уровней останутся неудовлетворёнными, рано или поздно люди бросят играть в игру «подай предложение и получи пятьсот рублей в подарок», или «выполни ката, найди, что делать в этой ситуации, и босс тебя похвалит».

В некотором роде, это смахивает на некромантию: приходит маг и колдовством, электрическим током или ужасным вирусом поднимает мертвых на ноги и отправляет в бой за светлое будущее.

К счастью, мне пока еще не приходилось задействовать такую сильную магию, да и не очень-то хочется пока…

Что делать?

Мне кажется, тут всё просто. Надо удовлетворять те самые потребности более низких уровней и не пытаться поднять мертвых из земли. Не то, чтобы это было проще, но с точки зрения кармы это определённо правильнее.

Да. Придётся искать способы повышения эффективности помимо ката и кайдзен, хотя бы для того, чтобы повысить зарплату. Да, придётся головами руководителей решать вопросы базовой безопасности. Да, придётся брать культуру производства в свои руки, и отнимать хлеб у серых кардиналов.

Хотя, может быть всё-таки лучше призвать мертвецов и сделать из них зомби?

Решать вам.

Схема пирамиды потребностей Маслоу.

Кому это может быть интересно

PressFoto_5956932-Medium PressFoto_5959641-Medium PressFoto_1251001-Medium PressFoto_725833-Medium PressFoto_1270671-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • Lean-academy
    Лин-академия. Первый модуль начинает работу
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • Так сколько видов потерь — семь или четыре?
    Так сколько видов потерь - семь или четыре?
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • technofuture
    Технобудущее: саммит Лидеров перемен
  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • technolog5_
    Подготовка производства. 1. Задачи технолога

Ключевые слова: Директор, кайдзен, ката, Консультант, Специалист, Студент, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментарии

  1. Пётр Сазонов says

    03.03.2021 at 19:11

    Фундаментально правильный подход к пониманию причин того, почему на [некоторых, многих — неважно] наших предприятиях не работают кайдзен, ката и другие инструменты повышения эффективности деятельности, предполагающие активное и непосредственное участие сотрудников (именно конкретных сотрудников, а не абстрактного персонала). Кстати, этот подход объясняет также и то, почему на некоторых предприятиях такие инструменты всё-таки работают, а на других нет.
    Браво, уважаемый Валерий Валерьевич! Жаль, что у нас нет независимых исследовательских центров, которые провели бы соответствующие исследования на репрезентативной выборке отечественных предприятий и по результатам корреляционного анализа (и не только) подтвердили бы Ваши выводы.

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

7 видов муда:
1. Муда перепроизводства.
2. Муда запасов.
3. Муда ремонта/брака.
4. Муда движений.
5. Муда обработки.
6. Муда ожидания.
7. Муда транспортировки.

— Масааки Имаи, Гемба кайдзен, стр. 103

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти