• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Бережливое производство в России / Проблемы повышения эффективности крупных предприятий

Проблемы повышения эффективности крупных предприятий

31.10.2022 Автор: Валерий Казарин Оставьте комментарий Тема: Бережливое производство в России

С чем можно столкнуться при развертывании бережливого производства или схожей с ним методологии повышения эффективности операционной деятельности в рамках крупной компании?

Крупная компания, для целей этой статьи, — компания численностью в несколько тысяч человек, объединённых в единый бизнес (корпорацию, холдинг), но действующих на разных производственных площадках над параллельными или последовательными этапами производства.

Параллельная структура управления

Для повышения операционной эффективности многие компании создают параллельные структуры управления. И это не отличительная особенность крупных компаний. Причина обычно лежит в том, что операционный менеджмент с головой погружен в решение операционных проблем и для совершенствования управляемых процессов у него уже нет времени. Как он полагает.

— Мне план надо делать, не до совершенствования, — так обычно говорит начальник цеха или производственной площадки.

Если принять такое мнение во внимание, то остаётся только один способ повышать эффективность производственных процессов — нанять кого-то, кто будет заниматься этим параллельно процессу выполнения плана.

Собственно, система менеджмента качества должна была лечь не на слабые плечи отдела технического контроля (ОТК), а на основной менеджмент, однако её создание часто делегируют ОТК. И здесь та же история, благо ГОСТы по СМБП (системе менеджмента бережливого производства) прямо подталкивают работать с ней так же, как с СМК: создать отдел бережливого производства (ОБП) и поручить ему выполнять всю работу.

«Только у нас» или «как и везде»?

Чем же отличаются крупные компании в этом аспекте, если само создание ОБП не является чем-то уникальным именно для крупного бизнеса?

Отличие в том, что в крупной компании нельзя создать ОБП на производственной площадке и надеяться, что всё будет хорошо. Конфликт интересов заставит производственных руководителей, отбивающихся от требований «улучшателей», искать защиту у корпоративного директора по производству. И поскольку он по определению стоит над производственными площадками, то его слово («сначала мы должны сделать план, а потом уже всё остальное») будет явно весомее голосов отдельных менеджеров отдела бережливого производства.

Чтобы не дать бережливому производству «стухнуть», корпорации придётся создавать департамент улучшений на уровне головной компании, чтобы слово «главного улучшателя» имело такой же вес, как и слово директора по производству головной компании.

И это ведёт за собой создание головного подразделения по внедрению бережливого производства, выстраивание отдельной иерархии. В ней все ОБП подчиняются этому головному подразделению. Кпрме этого потребуется создать весь необходимый набор бюрократических документов для формализации этого подчинения и распределения полномочий и ответственности.

Стандартизация методологии

Если в компании несколько предприятий (заводов), и на каждом из них выполняется работа по совершенствованию бизнеса, то так или иначе придётся заниматься стандартизацией методологии. Как оценивать рабочее пространство в рамках инициатив по 5S? Как организовать работу с предложениями? Какие термины нужно использовать применительно к системе обслуживания оборудования, быстрой переналадке? Как должны выглядеть элементы визуализации производственных и сервисных процессов, и так далее.

Если этой стандартизации нет, то люди с разных площадок не будут понимать друг друга. А позднее, когда дойдёт дело до определения общих подходов, придётся переучивать людей с красного на синее, или с английских терминов на русские.

Основная проблема здесь в точности и ясности терминов. Когда вы просто используете те или иные термины в разговорной речи, можно сгладить ошибки терминологии за счёт «более развёрнутых пояснений». А вот если нужно стандартизировать термин или определение, то всегда есть опасность, что принятое компанией определение окажет в дальнейшем негативное влияние на долгосрочные результаты. Ведь на момент создания определения никто не может представить взаимосвязь того или иного термина с будущей деятельностью по совершенствованию процессов и с тем, какие сложности при этом могут возникнуть.

Широкое обучение персонала

Чем больше людей задействовано в изменениях — тем большее их количество нужно обучить. Причем, речь идёт об обучении людей с разными уровнями знаний, опыта, навыков — от рабочих до высшего руководства.

Как это сделать? Кто это может осуществить?

Менеджеры ОБП сами обладают не очень большим опытом, а обучение взрослых людей отличается от того, что мы все видели в свое время, буду учениками в школах или студентами в ВУЗах. Уровень сопротивления новому, желание сохранить статус кво и умение задавать каверзные вопросы могут подорвать у неопытных «учителей» веру в свою способность обучить кого-либо чему-либо.

Специалисты из корпоративного центра тоже сильно рискуют, самолично обучая персонал. Ведь если проколешься и не сможешь продемонстрировать свой большой опыт и экспертизу, то считай, что получишь сильное недоверие в дальнейшей работе. «Если ты не знаешь, что и как делать, почему мы должны делать так, как ты говоришь?»

Остаётся надежда на то, что «главный улучшатель» возьмёт ношу обучения ключевых операционных руководителей на себя. Но будет ли он это делать? Ведь у него и своих задач тоже нарезано столько, что «мама не горюй».

План надо выполнять

И это относится не только к операционным подразделениям, но и к «улучшателям» тоже. У них тоже есть свой план. И если цели прописаны в цифрах повышения производительности или, например, снижения затрат, то этот план тоже надо выполнять. Даже несмотря на то, что рядовой персонал сопротивляется, единства методики добиться не удалось и обучением никто не занимался.

Короче, как в том анекдоте: «зачем думать, прыгать надо!»

Конечно, в средних и небольших компаниях такой план тоже есть. Но там можно пойти «к самому главному» и попытаться хотя бы как-то договориться. Например, включить мероприятия по обучению персонала в канву основной работы. А если эти задачи спущены из корпоративной штаб-квартиры, а сам ты — рядовой специалист отдела бережливого производства? Что ты можешь сделать?

Не всё так плохо, чтобы крупные компании нельзя было совершенствовать

На самом деле, конечно же, есть способы заставить слона танцевать. И, к примеру, Герман Греф сумел провернуть такое с неповоротливым Сбербанком. И это несмотря на все недостатки и проблемы, которые возникали по ходу дела, и несмотря на то, что результат до сих пор не всех устраивает.

С «перегибами на местах», набитыми шишками и утерянными ценными сотрудниками крупные компании тоже обретают необходимый опыт и постепенно меняются. И можно сказать, что здесь им нужен запас, большой, огромный запас терпения. И вряд ли такой запас можно считать «потерей«.

Кому это может быть интересно

Кому это может быть интересно

PressFoto_5956932-Medium PressFoto_5959641-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?
  • vlcsnap-2022-06-04-00h56m30s711_1
    Зачем мы это делаем? Интервью с Зосей Герчиковой
  • Interior,Of,Large,Workshop,Of,Contemporary,Furniture,Factory,With,Workplaces
    Как наличие спроса или сырья влияет на OEE
  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • Regulyarniy-menedgment
    Рецензия на книгу "Регулярный менеджмент"
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • Так сколько видов потерь — семь или четыре?
    Так сколько видов потерь - семь или четыре?
  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"

Ключевые слова: Директор, Консультант, обучение, опыт внедрения, стандартизация

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Я не говорю сейчас о тех, кто нарушает технику безопасности и трудовой распорядок – с такими мы сразу расстаемся.

— С. Филиппов, С. Турусов, В. Волянский, М. Эренбург, Сломай стереотип!, стр. 186

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти