• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Бережливое производство в России / Изменение культуры нельзя доверить подчиненным

Изменение культуры нельзя доверить подчиненным

16.01.2015 Автор: Валерий Казарин 2 комментария Тема: Бережливое производство в России

Майк Ротер очень точно выразил причину провала сотен проектов внедрения бережливого производства по всему миру всего в одной фразе, которую можно найти в книге «Тойота ката»:

«Изменение культуры, о котором мы говорим, нельзя делегировать подчиненным» (с) Майк Ротер, «Тойота Ката», стр. 282.

chapaev

Бережливое производство — технология управления

Известна история о том, как Эдвардс Деминг ушел с семинара следом за президентом компании. Как обычно, в начале семинара кто-то из руководителей говорит приветственную речь о том, что компания стоит перед новыми вызовами, и для победы над конкурентами нужно найти способы действовать эффективнее и успешнее, после этого следует представление ведущего семинара, после чего руководитель обычно покидает общее собрание: «мавр сделал свое дело, мавр может уходить…»

Деминг взял и пошел следом, а на удивленный вопрос президента ответил: «без вас мне там делать нечего».

Почему? Потому что нельзя создать систему всеобщего управления качеством в которой участвуют все, кроме президента или генерального директора. По той же самой причине нельзя внедрить бережливое производство, поручив эту задачу отделу оптимизации.

И всеобщее управление качеством, и бережливое производство — это не технологии изготовления определенного продукта. Это не технологии производства автомобилей. И не технологии производства алюминия. И это не технологии оказания услуг. Это не технологии обслуживания клиентов банка.

И то и другое — это технологии управления. Управления производством или оказания услуг. Не меняя управление, не добиться ни всеобщего стремления к идеальному качеству, ни невероятной эффективности бережливого производства. А как менять управление без главного управляющего?

А если забыть о философии и возвышенных концепциях?

А что нам мешает не морочить себе голову всей этой новомодной философией новой концепции управления, а работать «как и раньше, только лучше, без потерь»?

Да ничего не мешает.

Берём на работу несколько человек, которые знают, что такое потери, 5S, VSM, TPM, SMED, JIT, pull, kanban и прочая-прочая-прочая. Эти технологии дают повышение эффективности? Безусловно. Тогда их можно применять отдельно от системы.

5S можно применять без бережливого производства? Отчего же нет? VSM? TPM? По большому счету, проблемы начнутся где-то в районе JIT, но до этого еще нужно дожить, а эффективность повысить и более простыми способами.

Как внедряются новые технологии в производстве? Нужен кто-то, кто знает технологию и умеет ее применять. Лин-менеджеры. Для начала можно двух-трех нанять, чтобы они себя проявили. Дело новое, поэтому всё зависит от того, насколько хорошо умеют надувать щёки новые люди. Умеют это делать хорошо — попадут ближе к вершине корпоративной пирамиды и бюджет получат побольше, если плохо щёки надувают — будут сидеть низенько-низенько, и скорее всего почти без денег.

Нажимаем кнопку «Перезагрузка» «Поехали».

Лин-менеджеры бегают, меняют что-то, где-то малюют краской, развешивают какие-то простыни по стенам, пугают рабочих видеокамерами и секундомерами. Народ пугается и жалуется начальству.

В зависимости от того, как высоко сидят в корпоративной иерархии лин-менеджеры, и кто их крышует, следует удар молнией сверху.

Сначала, чаще всего, по инерции, бьют в рабочих: «вам сказали — делайте!» Рабочие не дураки подставляться под молнии, прикрываются мастерами. У тех свои резоны сопротивляться — призыв «снова в гембу» для них звучит не лучше чем «снова в тюрьму». Кто-то из опытных мастеров может прикрыться и начальником цеха.

И тогда второй град молний сыпется уже на «лин-менеджеров»: не мешайте людям работать. Чего вы добились? Линии на полу и гаечные ключи на стендах — это хорошо, но Семеныч у нас уже десять лет работает, до начальника цеха дорос, каждую каптерку как свои пять пальцев знает, если он считает, что надо делать так — значит надо делать так, и баста.

В конце концов компания находит баланс крыш и интересов и постороннее воздействие бережливого производства локализуется, а потом плавно подавляется антителами.

Другая культура

Непрерывное стремление к совершенству — штука, напрочь противоположная традиционному подходу к управлению производством.

«Лучшее — враг хорошего»

«Работает? Не трожь!»

«Работа не волк — в лес не убежит.»

Изменить это можно только одним способом — изменить культуру предприятия.

А культура — это привычный способ взаимодействия с окружающей средой. Можно ли его изменить извне? Спросите об этом курильщиков: кто из них не знает о вреде курения? А кто из тех кто знает, бросил курить под давлением этого фактора?

Представляете такую картину на встрече с психологом, который с помощью методов групповой психотерапии помогает группе курильщиков бросить курить: один из участников группы, генеральный директор холдинга, дожидается, когда в начале первой встречи все члены группы по очереди представятся, а потом встает и говорит: «Хорошо, вы тут пока общайтесь, а я пойду позвоню — у меня завтра защита бюджета. А потом расскажете мне, до чего вы договорились…»

Майк Ротер совершенно прав — культуру должен определять тот, кто создает предприятие. Ведь он, как глава семьи, отвечает за моральный дух и за то, какие правила будут установлены в семье.

Когда кто-то приглашает консультанта для того, чтобы он «почитал лекции и изменил культуру», это все равно, что вы позовёте домой семейного психолога и попросите «быстренько привести все отношения между членами семьи в порядок».

Первое, что спросит психолог: «а что вы хотите получить?»

И ответ типа «Ну, вы же специалист, сделайте всё так, как надо, а мы постараемся всё это выполнять» вряд ли прояснит ситуацию.

Определить, что хочет компания, и какой для реализации этих желаний должна быть внутренняя «корпоративная культура» может любой дурак. Но готовы ли вы подстраивать свою работу под желания «любого дурака»? И кто должен быть тот «нелюбой», которому на самом деле надо быть самым активным создателем или самым активным «изменятелем» корпоративной культуры?

Скорее всего, это создатель (или создатели) самой компании. И когда наступают сложные времена, когда компания сталкивается с новыми вызовами, когда снова нужно доказывать, что ты более эффективный и успешный, чем конкуренты, создатель должен быть «впереди, на коне», всё по канонам Чапаева, чтобы «первым ворваться в город на плечах неприятеля!»

Кстати, план Чапаева — очень точное определение того, как нужно менять культуру предприятия.

На марше командир должен быть впереди, он определяет, куда двигаться. Точно так же собственник определяет, куда движется компания. Если нужно повернуть в другую сторону — путь на развилке задает командир, а не разведчик, разведчик только дает исходные данные для принятия решения. И точно не обозный, который считает, что идти по главной дороге удобнее, т.к. она меньше разбита, в отличие от обходных тропинок.

Представляете, что бы было, если бы Суворов решил спросить начальника своего обоза, стоит ли армии перебираться через Альпы? Вряд ли бы мы сейчас говорили, что Суворов был великим полководцем…

Когда появляется противник, командир продолжает оставаться впереди. Собственник или руководитель компании демонстрирует тот факт, что мелкие проблемы его не пугают, и что он продолжает вести компанию в заданном направлении.

Когда противник открывает шквальный огонь из пулеметов, командир уходит назад. Собственник (руководитель) уже не сможет сам помочь компании просто вкладывая в нее дополнительные деньги. Он должен выдвинуть вперед своих специалистов, знатоков дела, чтобы они нашли лучшее решение и справились с имеющимися проблемами. (вот здесь появляется проблема начинающего собственника/руководителя, который кричит «дайте, я сам, вы все равно так не умеете…», лезет «под пули», после чего его уносят с поля коммерческой битвы с инсультом или еще какой «боевой» раной). Не бежать в страхе, а уйти в тыл, чтобы оттуда командовать действиями. Все равно командовать. Потому что иначе побегут все. Начиная с кавалерии (отдел продаж) и кончая обозом (административно-хозяйственный отдел).

Когда противник повержен — самое время командиру вернуться вперед. А собственнику (руководителю) — снова задать направление движения, еще до того, как кризис окончательно забыт, но уже подавлен.

Выводы

Без высшего руководства нельзя.

Если президент или генеральный директор «умывает руки», запустив инициативу по внедрению бережливого производства, или по другому масштабному изменению культуры производства, можно смело идти следом за ним «умывать руки». Все равно командовать всем будет начальник обоза. А для него ровная дорога важнее.

Фото и видео взято с Youtube.com

Кому это может быть интересно

PressFoto_5956932-MediumPressFoto_1251001-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • vlcsnap-2022-06-04-00h56m30s711_1
    Зачем мы это делаем? Интервью с Зосей Герчиковой
  • handsome man standing over blackboard  with drawn dollar concept
    Цена и прибыль - какова же, всё-таки, формула?
  • Merging,With,Big,Business,.,Mixed,Media
    Проблемы повышения эффективности крупных предприятий
  • scientist configures control panel
    Подготовка производства. 3. Как сделать один продукт хорошо
  • source-inspection_2
    Достижение метода ZQC. Часть 5. Встреча с проверками…
  • Asian,Worker,In,Production,Plant,Drilling,At,Machine,On,The
    Экономический эффект вне узкого места

Ключевые слова: Директор, корпоративная культура, управление изменениями, философия бережливого производства, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментарии

  1. A. Tarasov says

    18.01.2015 at 09:53

    «потом плавно подавляется антителами» ))))

    Ответить
    • Валерий Казарин says

      19.01.2015 at 13:02

      Не помню, у кого подхватил аналогию, вроде у Майка Ротера, но может быть и нет…

      Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

7 видов муда:
1. Муда перепроизводства.
2. Муда запасов.
3. Муда ремонта/брака.
4. Муда движений.
5. Муда обработки.
6. Муда ожидания.
7. Муда транспортировки.

— Масааки Имаи, Гемба кайдзен, стр. 103

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти