• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Бережливое производство в России / Теория очередей и математика обочечников

Теория очередей и математика обочечников

11.02.2015 Автор: Валерий Казарин Оставьте комментарий Тема: Бережливое производство в России

Сергей Мухамедов опубликовал любопытный материал о том, к каким печальным последствиям ведут обычно попытки сэкономить время при движении по обочине дороги, а мне он показался интересным с точки зрения того, как принципы теории очередей сталкиваются с теорией ограничения систем (ТОС).

«Теперь я знаю 2 работающих способа борьбы с этим явлением. Первый увидел в Подмосковье. Каждое утро на Яндекс-картах эта дорога становилась красно-коричневой. Две полосы сначала сужались до одной, а потом и хорошо раскатанная обочина заканчивалась препятствием. Тут был ад. Сейчас же все едут ровно по асфальту…

561798_1000

Решение поразило не столько своей элементарностью, сколько эффектом. Просто выкопали ров справа и слева, лишив водителей возможности туда заезжать. Яма не делает исключений ни для кого. На фото только кажется, что она неглубокая и что можно протиснуться. Но, поверьте, — нет. И знаете, что произошло с красно-коричневой ежедневной утренней пробкой? Она стала желтой!

0_b9606_378c7355_orig
Мы все едем «в рабочем движении». Не стоим, не тыркаемся, а медленно проезжаем этот участок. И намного быстрее, чем обычно!

0_b9609_feff65f1_orig
Экспериментальное доказательство вреда обочечников, я теперь вижу каждый день — двигаюсь, а не стою на этом участке. Но мне захотелось понять его математику.

Не буду мучить вас формулами и арифметическими прогрессиями. Объясню на пальцах. Берем часть пробки с обочечниками и рассматриваем идеальную ситуацию. Первая машина трогается мгновенно, ее задержка 0 секунд. Следующая начинает движение через 5 секунд после первой — водителю нужно понять, что машина перед ним уехала и занять ее место. Не важно 5 секунд это, 5 микросекунд или даже 5 наносекунд. Просто допустим, что это 5 для наглядности.

Обочечнику, чтобы влезть в ряд, нужно тоже 5 наносекунд и 5 наносекунд, чтобы проехать вперед. Итого 10. Повторю, ситуация идеальная и каждого обочечника пропускают на дорогу через одну машину. Получается, что желтый пикап проехал с задержкой 0, за ней с обочины синий внедорожник за 10, потом голубая легковушка, спустя 5, затем, чтобы влезть коричневому обочечнику, нужно еще 10… и так далее. На машинах написано их время задержки после условного старта. Получается, что за 60 секунд могут проехать 9 машин.

560581_1000

Теперь мысленно прокопаем ров и выстроим автомобили в ряд. Каждая машина подъезжает за те же 5 секунд, но уже по порядку и без обочечников. За 60 секунд сдвинутся с места уже не 9, а… 13 авто. Вот почему теперь я еду, а не стою!

560748_1000

Обратите внимание, что третий (зеленый) обочечник с задержкой в 40 секунд, мог бы с таким же успехом стоять в три раза дальше, девятым на асфальте и подъехать к условному перекрестку за то же самое время. Третий на обочине или девятый на дороге!

561399_1000

Но это мы рассматривали идеальную ситуацию — обочечников пропускают через одного. В жизни же как минимум через двух-трех, в зависимости от того, насколько он наглый.

А, если учесть, что в реальности ситуация выглядит примерно так, как на картинке ниже, то не только задержки добропорядочных автовладельцев вырастут на порядок, но и движение по обочине, в большинстве случаев, не принесет временной выгоды. Хоть визуально автомобиль и будет стоять ближе.

561020_1000

Поэтому вторым действенным способом борьбы с обочечниками, я назову просвещение и культуру. Не лезть вперед — выгодно всем участникам движения. Передайте им при случае.»

Комментарии

Позволю себе дать несколько комментариев.

Первый комментарий

Первый и самый мрачный: по моему опыту изменения производственных культур само по себе просвещение не изменяет культуру. И объяснения не работают. Например, все знают, что курение не продлевает жизнь, но бросают курить далеко не все.

Второй комментарий

Второй, как ни странно, оптимистичный. Сергей показал наиболее действенное решение: если лишить людей шанса действовать неверно, то они действуют правильно.

В бережливом производстве ров вдоль трассы назвали бы устройством «пока-йоке»: даже на внедрожнике никто не полезет на обочину, таким образом ров превращается в устройство, предотвращающее неправильное течение потока машин.

Третий комментарий

Третий комментарий. Когда менеджер анализирует проблему узкого места в производстве, он часто приходит к выводу, что «раз уж оно узкое, нужно, чтобы оно всегда работало». При этом перед узким местом накапливается большой запас работ на случай «если предыдущий участок перестанет работать».

Как известно из ТОС, более разумным в этом случае будет ограничение запасов по методу барабан-буфер-веревка (ну, или барабан-буфер-канат), тогда задержка в очереди стала бы более предсказуемой.

В реальной жизни, на дороге, это сложно организовать, т.к. въезд в зону узкой дороги невозможно регулировать без массы организационно-технических ухищрений.

Зато решить проблему в духе «бережливого производства», которое стремится выстроить выровненный поток, как оказалось, можно. И выравнивание мощности предыдущего участка по мощности узкого места (с помощью всю того же рва) приводит к повышению скорости прохождения автомобилей.

Вот такая интересная история.

Спасибо Сергею за интересные размышления и разрешение перепечатать заметку.

Фото и иллюстрации автора.

Кому это может быть интересно

PressFoto_1251001-MediumPressFoto_725833-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • Asian,Worker,In,Production,Plant,Drilling,At,Machine,On,The
    Экономический эффект вне узкого места
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • Так сколько видов потерь — семь или четыре?
    Так сколько видов потерь - семь или четыре?
  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • assembly_batch
    Как определить оптимальный размер партий между…
  • butterfly-valve
    Подготовка производства. 2. Как сделать один продукт
  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…

Ключевые слова: выравнивание загрузки, Специалист, теория ограничений, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Ключевой пункт первой стадии кайдзен заключался в том, чтобы начать производить различные модели матрацев в той же последовательности, в какой приходили заказы.

— Масааки Имаи, Гемба кайдзен, стр. 176

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти