• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / TPS подходит для японцев так же плохо, как и для русских

TPS подходит для японцев так же плохо, как и для русских

23.11.2016 Автор: Валерий Казарин Оставьте комментарий Тема: Бережливое производство

Попалась интересная статья Кэти Андерсон о культурных особенностях японцев и о том, насколько бережливое производство, или производственная система Toyota вообще соответствует национальной японской культуре.

japanese-cultural-traits

Кэти прожила в Японии достаточно долгое время, чтобы составить свое мнение о том, насколько, вообще говоря, бережливое производство «натурально» для японской культуры. И пришла к выводу, что не такие уж это и близкие родственники — бережливое производство и японская культура. Есть в японской культуре такие традиции, которые идут вразрез с принципами бережливого производства, да так, что бережливое производство скорее выглядит как способ справиться с типичными для Японии культурными проблемами, чем как «общепринятый способ ведения дел».

Итак, вот два списка особенностей японской культуры, которые поддерживают бережливое производство и противоречат ему.

Культурные особенности, которые поддерживают бережливое производство

  • Концепция ката в ежедневных действиях
  • Стремление к совершенству путем непрерывных улучшений (кайдзен) и гордости за работу отдельных людей
  • Politeness и уважение
  • Слушание и patience
  • Фокус на чистоте и порядке

Японские культурные особенности, которые несвойственны бережливому производству

  • Административный стиль управления («командуй и контролируй»)
  • Страх ошибки
  • Слепое следование правилам
  • Фокус на ответах, а не на процессе решения проблем

Детали плюсов раскрывать не буду, а вот что автор пишет о минусах японской культуры:

Административный стиль управления

«На многих японских предприятиях сегодня можно увидеть яркую приверженность иерархической системе управления типа «командуй и контролируй», когда люди обращаются к лидеру за любыми ответами, и где не поощряется открытое высказывание своего мнения. Истории, которыми делились со мной японцы и иностранцы, работающие в Японии, сильно отличаются от того, что я узнала о Toyota.

Toyota нашла способ изменить функцию иерархии так, чтобы люди не обращались к лидерам не за ответами на вопросы, а затем, чтобы лидеры задали им направление действий и потом помогли в достижении целей.»

Страх ошибки

«Страх провала мне много раз называли как один из нескольких барьеров, мешающих Японии в сегодняшней глобальной конкуренции.

Одним из самых показательных инсайтов поделился менеджер офиса продвижения TPS на заводе Toyota на острове Кюсю. Когда я прямо спросила его о различиях между бизнес-культурой Toyota и традиционной японской бизнес-культурой, он сказал, что по сравнению с другими японскими организациями в Toyota «допускается, если не все эксперименты достигают успеха». Если есть ясная цель и направление действий, Toyota позволяет людям пробовать разные способы достижения цели. Провал допустим, пока его можно использовать для обучения. Он так же сказал: «если вы требуете от людей совершенства, вам будут лгать».

Требование достигать совершенства и не допускать ошибок — такая культура может подталкивать людей к неверному поведению, они будут стремиться достичь своих целей любым путем. Это можно видеть не только в Японии — по всему миру есть множество примеров: программное обеспечение Volkswagen, которое обманывало при замерах содержания CO2 в выхлопных газах, обман в расчете пробега Mitsubishi или недавний скандал в Wells Fargo в США.»

Слепое следование правилам

«Четкое следование социальным правилам и ката может играть на пользу TPS, но в этом есть и ограничение для творчества и свободного мышления. Иностранцев в Японии часто разочаровывают истории, когда японцы не могут отклониться от правил ни на йоту.

Я побывала в Японии в организации, которая избегает менеджмента и управления, и это делается в качестве контрмеры против тех культурных традиций, которые препятствуют инновациям. «Единственное правило — никаких правил».

Лидеры этой компании не хотят, чтобы творческий потенциал их сотрудников был ограничен культурными традициями, например, «строго следуй правилам», или «пусть менеджер даст ответы на все вопросы». Хотя они и признают, что у них так или иначе есть менеджмент и базовые правила, которые позволяют избегать хаоса, представитель компании пояснил: «Когда мы задаем правила, мы помещаем людей в клетку, и они могут думать только в рамках этой клетки. Инновации подавляются, т.к. люди думают, что если они нарушат правила, их накажут.»

Такая философия компании привела к появлению большого количества инноваций для решения клиентских проблем, что привело к завоеванию большой доли рынка в Японии.»

Фокус на ответах, а не на решении проблем

«Японская школьная программа стимулирует запоминание, а не критическое мышление. Детей поощряют за то, что они имеют готовый ответ, а не за то, как они это ответ получают.

Господин Йошино сейчас преподает в японском университете, и использует тот же самый процесс коучинга, который стал для него второй натурой во времена, когда он был менеджером в Toyota, чтобы показать молодому поколению японцев, как думать по-другому — научить их задавать вопросы, искать корневые причины проблем, вырабатывать свою собственную точку зрения.»

Зачем это нам знать?

До сих пор часто мне приходится сталкиваться с мнениями типа «ну так это у японцев всегда так, а у нас-то всё по-другому…», которыми авторы пытаются обосновать свою точку зрения о том, что бережливое производство типично для японской культуры и никак не совместимо с российской культурой. По-поводу несовместимости с нашей культурой я и раньше мог приводить контраргументы, а теперь я еще и знаю, что и с японской-то культурой не «всё так сладко и гладко», как кажется с континента…

Так что если вам говорят, что «бережливое производство годится только для японцев», можете ответить, что и для японцев-то оно толком тоже не годится, что работать над собой приходится и японцам тоже.

Иллюстрация взята из оригинальной статьи здесь.

Кому это может быть интересно

PressFoto_5956932-MediumPressFoto_1251001-MediumPressFoto_725833-MediumPressFoto_1270671-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • Так сколько видов потерь — семь или четыре?
    Так сколько видов потерь - семь или четыре?
  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • vlcsnap-2022-06-04-00h56m30s711_1
    Зачем мы это делаем? Интервью с Зосей Герчиковой
  • scientist configures control panel
    Подготовка производства. 3. Как сделать один продукт хорошо

Ключевые слова: Директор, корпоративная культура, Специалист, Студент, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Изменения в процессе переналадки должны обеспечить производство бездефектной продукции с первого раза. Нет смысла ускорять наладку, не будучи уверенным, что можно выпускать высококачественную продукцию.

— Сигео Синго, Быстрая переналадка, стр. 23

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти