В прошлой истории речь шла о контрольном листе ремонтов. Это последний из инструментов третьего шага 5S. Дальше речь пойдет о четвертом шаге — стандартизации.
Вообще, первые три шага 5S — это этапы физических изменений, когда большая часть работы делается руками, на рабочем месте — удаление лишних предметов, размещение в рациональном порядке оставшихся, уборка. Четвертый и пятый шаги 5S меньше связаны с физическими изменениями в рабочем пространстве, они ориентированы на изменение мышления — стандартизация и непрерывное совершенствование.
Стандартизации поддается множество элементов рабочей обстановки, и один из них — это процедуры, которые должны выполняться регулярно. На примере регулярных процедур 5S можно составить контрольный листок работ 5S
Что имеется в виду? Все работы, которые выполнялись на первых трех шагах 5S необходимо периодически повторять — это обеспечивает поддержание постоянного порядка и дает повод к пересмотру установленных правил.
Итак, контрольный листок работ 5S собержит следующие данные:
- рабочая зона
- ответственный
- шаг 5S
- вид работ в рамках 5S
- ответственный
- периодичность (или дата выполнения)
- отметка о выполнении
Ряд работ. таких как развешивание красных меток, может выполняться нерегулярно, другие работы делаются с заданной периодичностью. Например, я уже писал о графике уборок.
Контрольный листок 5S внедряется на четвертом шаге 5S и служит для закрепления результатов, полученных на предыдущих этапах. Контрольный листок работ 5S должен быть общедоступным, лучше всего разместить его на информационной доске 5S, если у вас такая есть.
В каких случаях нужен контрольный листок работ 5S:
- когда необходимо ввести регулярность работ по удалению ненужного/рациональному размещению/уборке
- когда необходимо закрепить ответственность за выполнение работ по 5S, или распределить ее между теми, кто работает в одной рабочей зоне.
- когда внедрение 5S происходит быстро и необходимо дать персоналу подсказку о том, что где и как нужно делать
В каких случаях контрольный листок 5S не нужен:
- когда персонал ответственно подходит к выполнению работ по 5S
- когда внедрение протекает с той же скоростью, с какой персонал привыкает к изменениям в правилах работы и организации рабочего пространства
- когда периодичность работ по 5S и ответственность за их выполнение определяется с помощью других правил/методов/инструментов (распоряжение по цеху, графики уборки, должностные инструкции)
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…