Требования операционных карт, размещенных в КлЦ, СПЦ-2 и ЦСФП в рамках бережливого производства, выполняются далеко не всегда, констатируют специалисты. Это негативно сказывается на эффективности работы оборудования и на производстве в целом «Сталепрокатчик» попытался разобраться в причинах и способах борьбы с таким «нигилизмом» технологического персонала.
Зачастую оборудование на производстве выходит из строя не только из-за естественного износа запчастей или неудачной конструкции узлов. Заметное влияние оказывают и некорректная эксплуатация, недосмотр или небрежное отношение персонала.
— 50% простоев механизмов возникает именно из-за человеческого фактора, — рассказывает руководитель группы ТРМ* Евгений Арсенов. — Ясно, что нагрузка у рабочих велика, и поэтому они могут просто «проморгать» нарушения в работе механизма.
В конструкции оборудования всегда есть определенные слабые места. Они требуют повышенного внимания, даже если детали узлов недавно заменены. А в результате неправильной работы персонала возникает усталость металла, микротрещины, которые в критический момент и выводят стан из строя.
Операционная карта — один из инструментов «Бережливого производства», который помогает нивелировать влияние человеческого фактора. На карте указана последовательность действий, которые каждый рабочий должен выполнить в начале своей смены — либо самостоятельно, либо с помощью дежурных электрика или слесаря-ремонтника. Если этого не сделать, может случиться авария.
Цветные инструкции размещены рядом с оборудованием на УГСВ СПЦ-2, участке двухвитковой шайбы ЦСФП и в калибровочном цехе. Рабочие с картами ознакомлены. Загвоздка в том, что они не торопятся применять правила на практике.
— Мы поддерживаем обратную связь с рабочими и ИТР. Они рассказывают, почему не всегда выполняют требования операционных карт. Причин пять, — поясняет Евгений Арсенов. — Во-первых, в цехах говорят: «У нас есть годами сложившаяся привычка выполнять работу так, а не иначе». Мы взываем к логике и рациональному мышлению: на сменно-встречных собраниях объясняем, откуда взялись эти карты и для чего они нужны. Ведь ни один сотрудник не хочет получать меньшую зарплату из-за того, что стан вынужденно простаивает.
Во-вторых, как считают многие, «если никто не требует выполнения этих правил, значит, про них можно забыть». Уведомляем, что с середины сентября в ЦСФП и СПЦ-2 каждое утро на плановом обходе мастер-механик и мастер-технолог участка определяют, как подготовлено к работе оборудование (не разболтаны ли крепления узлов, залито ли масло). Операторы, которые небрежно относятся к правилам, вынуждены останавливать технику и производить необходимые работы. В «калибровке» мастера-ремонтники проверяют, соблюдаются ли требования операционных карт, во время нерегламентированных обходов.
Рублем за несоблюдение требований в цехах пока не наказывают, но к особо упорным нарушителям производственной дисциплины такие меры начнут применять уже в октябре. Третья причина, которую озвучивают в цехах: «у нас и так много работы«. На это могу ответить, что кроме ТРМ, в рамках «Бережливого производства» действует и программа 5С, одна из целей которой — оптимальным образом организовать рабочие места. Мы прилагаем все усилия, чтобы высвободить время на проведение столь необходимых действий по обслуживанию оборудования.
Четвертая фраза, которую нам приходится слышать довольно часто: «Не хотим выполнять обязанности ремонтников, это их вотчина». Но у дежурного слесаря-ремонтника другие задачи: быстро устранять аварии и мелкие неполадки, выяснять причины сбоев в работе оборудования, готовить дневной смене узлы и механизмы на замену, помогать операторам соблюдать требования операционных карт. Все должны понимать, что дежурный слесарь не сможет обойти и обслужить каждую единицу оборудования.
Ну, и в-пятых: «У нас нет такого инструмента». На это отвечу, что сейчас всё недостающее закупается. Только в СПЦ-2 в ближайшее время поступит инструмент на сумму в тридцать тысяч рублей.
Мы создаем все условия, и, естественно, ждем, что рабочие всё же начнут проявлять сознательность. Тем более что для них эта сознательность — выгодная: чем меньше останавливаешься, тем больше производишь, а значит, и зарабатываешь.
Беседовала Александра Бояршинова
Рекомендации разработаны с детальной точностью, на картах присутствует не только фотографии узлов, но и наименования инструментов, при помощи которых, например, нужно подтянуть крепления. Прописаны все ответы на вопросы: кто? когда? чем? где? что сделать? каким должно быть рабочее состояние? что делать, если не получается?
* ТРМ(Total Productive Maintenance, всеобщее обслуживание оборудования) — один из элементов бережливого производства. Методы ТРМ направлены на то, чтобы каждый станок постоянно находятся в работоспособном состоянии. Основная идея ТРМ: легче не допускать аварий, чем устранять их.
Опубликовано 11.09.2008 в корпоративной газете группы компаний «Северсталь-метиз» «Сталепрокатчик»
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…