10 декабря в МГТУ им. Баумана в рамках конференции «Организация производства в России: вклад профессора Николая Чарновского» прошел круглый стол «Организация производства и бизнес-образование».
Круглый стол вел Вячеслав Болтрукевич, директор программы «МВА-Производственные системы» Высшей школы бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова. Среди участников были представители ВУЗов и программ дополнительного образования, специалисты по развитию бизнеса и студенты.
Обсуждали несколько вопросов, в том числе:
- Востребованность программ по производственному менеджменту
- Как формировать учебные программы по производственному менеджменту
- Кто является заказчиком обучения производственному менеджменту
- Что могут, а что не могут делать ВУЗы при разработке учебных программ
Итог круглого стола меня, честно говоря, удивил. Резюмируя все реплики, ведущий сформулировал его так: «Особой проблемы с образованием у нас нет. Нужно просто работать, делать свое дело.»
Лично мне показалось, что это звучит слишком самоуспокаивающе.
У нас большие проблемы с образованием. С образованием в сфере производства. Приходя на предприятие люди не знают, с чем им предстоит работать.
Бывшие студенты оказываются в ситуации «это реальная жизнь, парень, а не лекции профессоров»: то, с чем на самом деле приходится иметь дело вчерашнему выпускнику, очень сильно отличается от того, что ему рассказывают в ВУЗе. И как из того, что есть, сделать то, что должно быть этот студент не знает — его этому не учили.
Предприятия испытывают недостаток квалифицированных рабочих: если раньше этим занимались ПТУ и ССУЗы, то сейчас такого образования практически нет.
Когда тот же самый рабочий или станочник, через несколько лет работы дорастает до мастера, он сталкивается со следующей проблемой — у нас никто, нигде и никогда не учит мастеров и бригадиров. Что должен знать линейный менеджер — большая тайна. И передача этой тайны устно, из поколения в поколение, ставит под сомнение эффективность работы мастеров и бригадиров: через пару лет они уходят, так же не понимая толком, что делали, и передавая отрывочные знания своим последователям.
Единственное образование, которое еще как-то более-менее наладили, это образование для менеджеров. Дополнительное образование. В этой части в стране есть несколько программ, пройдя которые человек может в том или ином объеме ознакомиться с методами производственного менеджмента или привести свои разрозненные знания в систему.
Можно ли говорить о том, что проблемы нет и нужно просто делать свое дело? Решайте сами. Я думаю, что собравшись на два часа и высказавшись по пять-десять минут, участники круглого стола (и я в том числе) лишь ненароком смахнули немного пыли с покрытым мхом гранитных глыб производственного образования.
Отдельно хочу высказаться про организацию. Когда в последний момент меняется место проведения круглого стола и участников об этом не предупреждают, и ты бегаешь по запутанному главному зданию Бауманки, пытаясь успеть вовремя «не знаю куда», то естественным образом в голову лезут мысли «ну, если уж здесь такие проблемы с организованностью, то что ожидать от тех, кто покидает эти стены.» Громкое «фэ».
Хотя факт наличия факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» не может не радовать — если инженеров начали учить бизнесу и менеджменту — это просто замечательно.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
[…] круглом столе высказывали мнение, что этим заказчиком должен стать […]