Рубрика «ответы на вопросы» становится регулярной. Следующий вопрос, на который я отвечал:
«как трактовать то, что согласно метод. литературы «Учитесь видеть бизнес-процессы» необходимо начинать построение потока создания ценности от покупателя до начала производства, а мы с Вами строили поток с начала производства до получения готового изделия.»
Вопрос, как строить карту потока создания ценности — по ходу, движения продукта, или наоборот «от получения клиентом до поставщика» возникает достаточно часто. В литературе рекомендуют строить карту задом наперед, от того момента, как клиент получает свой заказ, через отгрузку, упаковку, сборку и так далее до самого начала процесса — поступления заказа или получения материалов от поставщика.
Но для чего рекомендуют делать это именно так?
Вот что сказано в книге «Учитесь видеть бизнес-процессы».
Вставка «Несколько советов по построению карт»:
«…Начинайте с конца — с отгрузки — и идите вверх по потоку; не начинайте с получения сырья (и далее вниз). Таким образом вы начнете с процессов, которые имеют наиболее тесные связи с потребителем и которые должны определять тем для других процессов выше по потоку.»
Мне часто приходится строить карты потоков на производствах, где нет даже технологических карт — описаний маршрутов выполнения операций. Такое производство функционирует «как обычно»: когда-то кто-то придумал, в какой последовательности должны выполняться действия, и дальше никто особо не задумывается, в каком порядке они выполняются.
В этом случае «прогулка от поставщика вниз по потоку до покупателя» оказывается первым полезным делом — те, кто строит карту потока, наконец-то получают возможность увидеть весь поток целиком в том виде, в котором он существует. И именно для этого нужно идти «в направлении потока».
Когда эксперты рекомендуют идти «вспять потока», они хотят добиться другой цели.
Если вы привыкли к тому, как протекает поток, то движение в обратную сторону поможет вам обнаружить много новых и интересных особенностей.
Скажем, когда вы в сотый раз сплавляетесь по горной речке, то небольшой порог в середине течения вы проскакиваете совершенно незаметно и без больших усилий, т.к. вы знаете, в каком месте нужно приблизиться к берегу, где притормозить движение лодки, где ускорить и так далее. И в этом случае изучение потока при движении «в направлении потока» не даст никакой новой информации.
Однако если вы пойдете «вспять потока», вы увидите, что этот самый небольшой порог — это дюжина валунов, которые сдерживают большой объем воды (запасы), и не дают им двигаться ниже. Это просто-напросто запруда, которую вы привычным образом считаете порогом. И в этом случае видно, что если бы можно было каким-либо образом избавиться от этих валунов (взорвать, растащить по одному и т.д.), то запруда пропадет и поток получит более ровное течение.
Вот такой взгляд на поток дает попытка пройти его «вспять».
Рекомендация в книге касается процесса сбора информации о потоке. Фактически, когда вы впервые рисуете карту потока создания ценности «как есть», это делается два раза: сначала вы экспертно строите карту «в направлении течения», полагаясь на знания участников процесса и не фиксируя фактические параметры этапов, а потом вам надо собрать точные данные, для чего нужно выйти в цех или офис (одним словом, в гембу), и пронаблюдать движение потока.
В этом случае можно двигаться «вспять» и собирать данные начиная от отгрузки продукции клиенту, до получения материалов от поставщика. Тогда вы получаете уникальную возможность увидеть разные преграды на пути потока и зафиксировать их для дальнейшей проработки.
Этот же «обратный» маршрут прохождения потока полезен, когда вы планируете организовать вытягивание в потоке, т.к. он помогает определить, где нужно создавать супермаркеты и какие именно.
Иногда такой способ анализа потока («вспять») просто невозможен. Это бывает тогда, когда поток неустойчив. Тогда каждая партия продукции движется своим особым способом, некоторые из них задерживаются на одних этапах потока, остальные — на других. В этом случае бывает невозможно увидеть движение потока «вспять», т.к. когда вы продвигаетесь к началу этапа, может оказаться, что там вас ничего не ждет — нет никакой другой партии продукции, которая поступит сюда в обозримом будущем.
В этом случае выход только один — брать на заметку конкретную партию продукции (конкретный заказ) и внимательно отслеживать ее движение по отдельным этапам потока. Для другой партии маршрут и времена движения будут другими, для следующей — третьими, но проанализировав их вместе вы начнете видеть общую для всех партий картину задержек и возвращений, которые помогут вам увидеть, а затем и устранить «запруды» в движении потока.
И еще одно замечание вдогонку. Пока все партии продукции имеют различные маршруты или существенно отличающиеся временные рамки прохождения, можно констатировать, что потока не существует. Есть движение отдельных партий. Когда вы сможете стабилизировать движение партий, оно образует единый поток, и после этого можно подходить к процессу производства как к потоку и анализировать его как поток — «вспять».
Фото взято здесь.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…