Сегодня работали над моделью деловой игры для демонстрации расчета количества канбанов. Модель получилась интересная, по сути, ее применение — это объем половины одного дня обучения на тему «вытягивание» или «использование канбан-карт» с объяснением «что да как» и «что. если…».
После того, как с моделью разобрались, обсуждали несколько живых примеров, чтобы проверить работу формулы расчета канбанов. И один из этих примеров показался мне примечательным.
Исходная ситуация
Менеджер по закупкам заказывает у поставщика партию товара А. Срок поставки — 2 месяца. Соответственно, размер партии поставки (например, 20 килограмм) рассчитан таким образом, чтобы не держать лишние запасы в производстве и чтобы минимизировать транспортные расходы.
В цикле использования товара А время поставки занимает бОльшую долю, поэтому один из выводов, которые я сделал, заключался в том, что в первую очередь нужно сокращать время поставки.
Дальше последовал такой диалог:
— В принципе, мы можем договориться с поставщиком на более короткий период поставки, — сказал заказчик.
— Что вы имеете в виду?
— Мы можем договориться о том, чтобы поставка занимала один месяц. Но это для нас невыгодно.
— Почему?
— Потому что размер партии поставки будет меньше, и накладные транспортные расходы на килограмм товара увеличатся.
В этот момент я понял, что устойчивая логическая связь «короче цикл поставки» — «меньше партия» может оказаться препятствием для сокращения цикла поставки.
Теоретическое отступление
Сокращение цикла поставки — это один из элементов сокращения времени выполнения заказа — Lead Time. Как известно, больше 90% времени выполнения заказа обычно тратится на действия, которые ценность не создают, соответственно, одна из главных задач лин-менеджера — сокращать время выполнения заказа.
Чем короче цикл поставки — тем быстрее мы можем выполнить заказ, который требует сырья, выпускаемого нашим поставщиком.
Тогда почему сокращение цикла поставки может привести к ухудшению показателей компании?
Не вдаваясь в объяснения того, почему традиционный бухгалтерский и управленческий учет идет врозь с бережливым производством, стоит отметить, что при любых расчетах стоимость накладных транспортных расходов на килограмм сырья увеличивается при уменьшении партии поставки. Скажем, если раньше партию в 20 килограмм привозил курьер и стоимость доставки составляла 400 рублей, то на 1 кг сырья приходилось дополнительных 20 рублей расходов на транспортировку. Тогда если мы сократим размер транспортируемой партии вдвое, до 10 килограмм, то окажется, что стоимость транспортировки одного килограмма составит уже 40 рублей, т.к. стоимость доставки курьером осталась такой же, 400 рублей, несмотря на то, что партия стала вдвое меньше.
Поэтому менеджер по закупкам вынужден обычно балансировать между желанием руководства уменьшать партии закупок (чтобы тратить на сырье меньше оборотных средств предприятия) и желанием того же руководства уменьшить накладные транспортные расходы на единицу сырья (чтобы не переплачивать за доставку).
Можно ли все-таки сократить цикл поставки?
Если уменьшение размера партии приведет к увеличению накладных транспортных расходов, то можно ли сократить цикл поставки и при этом не увеличивать накладные расходы?
Как ни странно — можно.
Давайте рассмотрим пример в деталях.
В нашей ситуации компания каждые 2 месяца закупает 20 кг сырья А. Соответственно, т.к. поставка длится 2 месяца, то нельзя закупать сырье, когда его уже не осталось на складе — производство встанет на 2 месяца, пока не придет новая партия товара. Поэтому закупка новой партии сырья осуществляется в тот момент, когда на складе остается запас, которого должно хватить на 2 месяца работы. Для упрощения представим, что спрос на продукцию постоянный, потребление сырья постоянно, в таком случае заказывать новую партию сырья надо в тот момент, когда на складе остается 20 кг сырья А — его как раз хватит на тот период, пока появится новая партия. Значит у нас общий запас сырья А в обороте составляет 40 кг — 20 кг лежит на складе, еще 20 мы заказываем в этот момент у поставщика и они отправляются по маршруту Поставщик — Мы.
Через 2 месяца запас на складе у нас кончается, мы получаем 20 кг, которые к нам наконец-то доехали, и мы тут же заказываем еще 20 кг сырья.
Таким образом получается, что для обеспечения производства нам нужно иметь сумму денег, которые эквивалентные стоимости 40 кг сырья.
Теперь давайте представим, что мы договорились с поставщиком о том, что он поставляет нам то же сырье вдвое быстрее — за месяц. Но мы не будем заказывать у него по 10 кг, как могли бы, а будем заказывать так же по 20 кг. Точка перезаказа (минимальный допустимый запас сырья на складе) снизится с 20 кг до 10 кг, потому что срок поставки сократился вдвое и нам нужен вдвое меньший резерв сырья.
Тогда в тот момент, когда на складе остается 10 кг, мы заказываем еще 20 кг. Через месяц у нас кончается сырье на складе и мы получаем партию в 20 кг. Мы не заказываем еще 20 кг, потому что у нас еще достаточно большой запас — целый месяц мы можем работать с имеющимся запасом, не озаботившись его пополнением. Когда через месяц на складе остается 10 кг, мы заказываем еще 20 кг. Новая партия снова придет через месяц, когда подойдут к концу остатки предыдущей, и мы снова месяц не будем ничего заказывать.
В этом случае получается, что нам нужно оборотных средств уже не на 40 кг сырья А, а всего на 30 кг, т.е. 3/4 от первоначальной суммы.
Накладные расходы при этом останутся те же, т.к. размер транспортной партии (20 кг) мы не уменьшили, и частоту поставок не увеличили. Но за счет того, что поставщик стал быстрее поставлять нам сырье, у нас уменьшился необходимый для поддержания оборота сырья запас денег.
Поэтому даже если вы не можете сократить объемы партий, нужно добиваться от поставщика сокращения времени цикла поставки.
Дополнительное преимущество
В реальной жизни у поставщика периодически возникают проблемы и вы вдруг можете узнать, что он не сможет выполнить согласованный с вами заказ.
В этом случае более короткий цикл поставки при прочих равных тоже является преимуществом, т.к. вы можете быстрее среагировать на этот «провал».
Например, в первом случае, когда цикл поставки составляет 2 месяца, если сырье в машине сгорит на подъезде к вашему заводу, вы окажетесь в ситуации, когда вам не будет хватать сырья на 2 месяца работы, т.к. любой новый заказ будет выполнен только через 2 месяца.
Если же срок поставки — 1 месяц, то сгоревшее в том же самом месте сырье приведет к остановке вашего предприятия всего на 1 месяц. А это, согласитесь, гораздо легче пережить (хотя я не желаю вам испытать ни ту, ни другую ситуацию).
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Alex Trofimov says
Ok. А если речь идет не о 20кг, а о 20т, то в дело вступают издержки на хранение. Можно такой кейс рассмотреть?
Валерий Казарин says
Алекс,
вы не поверите, но в реальности речь шла о тоннах и фурах… 😉 Так что «всё то же самое».
На самом деле, в описанной ситуации при сокращении продолжительности поставки с двух месяцев до одного расходы на хранение остаются теми же самыми — в обоих случаях максимальный объем запасов составляет 20 кг (читайте тонн), и скорость потребления одинаковая — 10 кг (тонн) в месяц, т.е. как с точки зрения хранения на своем складе, так и на арендованном ничего не меняется.
Это не «идеальное решение для поставки товара А», но оно позволяет получить небольшой выигрыш за счет снижения денежной массы, которая находится в обороте. В идеале, конечно, нужен поставщик «за углом» с циклом поставки в 1 час и пропорционально меньшей партией. Но идеала достичь можно не всегда, но это не повод, чтобы отказываться от промежуточных (по эффективности) решений.
Alex Trofimov says
Да, я пока ехал на работу, понял, что ситуация в этом случае не ухудшается. В ней можно найти «плохость», но это от узости кругозора 😉
Валерий Казарин says
Александр, не стоит обвинять себя в узости кругозора. Я уже почти 9 лет работаю консультантом по бережливому производству, а до этого еще 7 лет работал на машиностроительном заводе, а до сих пор сталкиваюсь с «неожиданными» решениями у своих клиентов… Как говорится, «век живи — век учись»…
Alex Trofimov says
Ну ладно. Уговорили. =)
Роман says
Теоретически со всем согласен но смущает одно «Для упрощения представим, что спрос на продукцию постоянный» такого никогда нету поэтому единственный выход делать заказ и поставщика на 3-6 месяцов и по том уплавлять графиком поставок. Это тоже хранение но уже у поставщика 🙂
Валерий Казарин says
Роман, полное описание конкретной ситуации заняло бы не менее 10 страниц. А я хотел показать только одну идею, а не решить бизнес-проблему. Именно поэтому я и на писал «Для упрощения представим». Я знаю, что постоянный спрос бывает крайне редко и только в отдельных отраслях. И меньше всего я хотел бы, чтобы одна отдельно взятая идея воспринималась бы как обязательное руководство к действию.
Я рассказываю — вы решаете. Если в вашем случае удобнее держать склад на стороне поставщика, так тому и быть.
Сергей Ефремов says
Добрый день!
Сомнительный выигрыш в описанном примере.
Поясню — сокращая оборотные средства мы сами себе рождаемости одну из семи потерь — запасы. Ведь изначально мы хранили 20кг (тонн, фур или т.п.), а в конце — 30. А это — увеличение площадей хранения на 50%. Плюс к этому дополнительные процессы в месте хранения — first in, first out, которые также не приносят ценности конечном продукту.
Валерий Казарин says
Сергей, вы очень странно описали результаты… В какой именно момент времени запасы на складе будут составлять 30 кг (тонн, фур)? Попробуйте смоделировать историю, чтобы получить эти 30 на складе, и вы увидите, что такое не должно происходить…