В июле, прямо перед отпуском я проводил семинар по управлению проектами и управлению качеством. В той части, которая касалась управления качеством, мне для демонстрации общих принципов удалось воспользоваться тренажером «Катапульта», любезно предоставленным компанией «ЛинПроджект».
Тренажер такого рода используется на тренингах по управлению качеством и по шести сигмам уже давно — это отличная недорогая модель сложной системы, в которой результат зависит от большого количества внутренних факторов (если даже забыть о внешних, которые тоже никуда не деть).
Мы попробовали провести серию экспериментов, постепенно добиваясь повышения точности стрельбы из катапульты по заданной мишени — от корзины для мусора, выступившей в цели, до стикера размером 38х51 мм.
Кроме того, что использование катапульты — весьма познавательное занятие, оно еще и вызывает массу положительных эмоций у участников экспериментов: ведь не каждому довелось в этой жизни попробовать стрелять из настоящей древнегреческой или древнеримской катапульты. А тут — бери да стреляй.
Вот короткая выдержка из одного, далеко уже не первого эксперимента. Как вы думаете, почему предпоследний шарик ушел в сторону от цели?
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Dmytro Mogetych says
Плохо слышно, но наверное ефект корекции по предыдущему результату (копия с копии).
Валерий Казарин says
Что именно слышно плохо? Разговоры участников? К сожалению, использовался только встроенный микрофон видеокамеры, а реплики произносились в основном «вдали» и «сверху».
Андрей Турбин says
И еще вопрос: Почему один участник все выстрелы диагностировал, как точные («Есть!»), но Валерий его твердо поправлял («Мимо.»)?
Валерий Казарин says
Валерий стоял прямо перед мишенью и ловил шарики — там виднее. 😉
Александр says
Я правильно понял, что это попытка изобрести велосипед (т.е. эксперимент с воронкой)?
Валерий Казарин says
Александр, не совсем.
Эксперимент с воронкой, насколько я помню, нацелен на демонстрацию того, что не стоит вносить лишние корректировки в действие системы, которая находится в управляемом состоянии. Катапульта нужна для других целей, хотя на ней можно и «воронку» смоделировать…
Александр says
а для каких целей, если не секрет?
Просто из видео это понять сложновато)
Валерий Казарин says
Да, видео — это скорее для удовольствия. 😉
Тренажер позволяет хорошо продемонстрировать влияние множества входных данных на конечный результат, поскольку сама конструкция катапульты такова, что в ней можно выставлять целый ряд параметров. Я знаю, что его любят использовать для обучения в тренингах на тему шести сигм, в частности, катапульта, например, позволяет не вдаваясь в сложный технологический процесс построить контрольную карту Шухарта, проанализировать ее и выяснить, где «зарыта собака»…
Более подробное описание вы можете найти на сайте партнеров — ЛинПроджекта, здесь:
http://www.leanproject.ru/simulators/catapult
Там есть описание тем, для демонстрации которых можно использовать катапульту. Если столкнетесь с необходимостью обучить массу людей принципам управления качеством — это наверное лучшая из имеющихся на рынке моделей для экспериментирования. Я имею в виду не модель катапульты, а игровую модель.