Вчера появились сведения о том, что GM решил практически свернуть продажи Opel и Chevrolet до конца этого года, а вместе с ними — и производство под Питером, на мощностях ГАЗ и в Калининграде.
ВК чему бы это я об этом решил написать? Ну как же, нельзя же пропустить такой момент, чтобы не закричать: «А-гаааааа, сло-маааааались! Я так и знааааал!»
Конечно я ничего не знал и не уверен, что пора кричать «А-гааааа!», потому что всё самое интересное ещё только начинается.
Официальные причины этого решения вполне очевидны и понятны: российский рынок продаж автомобилей в 2015 году не просто упал, а я бы сказал, ухнул в пропасть. Цифры потерь подавляющего большинства автомарок исчисляются двухзначными цифрами процентов, и причем это отнюдь не 10-12%, а намного больше. По сравнению с февралем прошлого года:
- ВАЗ потерял 23%
- Hyundai 5%
- Kia 6%
- Nissan 45%
- Renault 46%
- Toyota 40%
- Volkswagen 49%
- Skoda 12%
- Mitsubishi 51%
- Chevrolet 74%
- ГАЗ (коммерческие автомобили) 34%
- Mazda 39%
- УАЗ 22%
- Audi 28%
- Daewoo 64%
- Ford 78%
- Land Rover 37%
- Opel 86%
- Subaru 39%
- Lifan 53%
- Geely 60%
- Volkswagen (коммерческие автомобили) 36%
- SsangYong 72%
В плюсах Mercedes-Benc, BMW и Lexus, а Datsun год назад не продавался, так что его не с чем сравнивать. Вторую половину списка не перечисляю, там идут марки, которые за месяц продали менее 500 автомобилей.
Всего в феврале объем рынка снизился на 37,9% по сравнению с февралем прошлого года.
Обратите внимание: Opel 86%, Chevrolet 74%.
Официальный комментарий гендиректора Opel Group Карла-Томаса Нойманна: «В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации.»
Вроде говорит, что компания не видит смысла в локализации, а без нее и прибыли не будет.
Да. Но.
Вы знаете, сколько лет Opel и Chevrolet производятся в России и пытаются локализоваться? Еще с «до_прошлого_кризиса». Локализация — 25-30%. Круто. Типа, 5 лет не локазиловывали, вдруг таки решили локализоваться и тут на тебе — кризис, всё, не будем…»
Скорее похоже, что менеджмент оказался неспособен добиться нужной степени локализации.
Говорят, поскольку детали, которые поступают из Кореи и Европы, теперь дороже на 85% и 65%, то и цены поэтому лезут вверх.
Странный аргумент, потому что новый Kia Rio и Hyundai Solaris собирают в России, и продажи этих автомобилей практически не упали.
Какой можно сделать вывод исходя из этого?
Опели и Шевроле жили хорошо, пока у них была хорошая маржа на разнице курсов. Курсы изменились — маржа упала, т.к. деталей, произведенных в России, очень мало.
Если бы компания имела «запас прочности», т.е. если бы прибыль с автомобиля была бы достаточно велика, то можно было бы сохранить относительно низкую рыночную цену автомобилей за счет снижения прибыли. Но прибыль с автомобиля у GM не особо богатая. Из четырех приведенных компаний — самая низкая. Что это означает для бизнеса? Пока объем продаж большой и оборот большой — компания вполне может зарабатывать достаточный объем прибыли, но как только цены оказываются под давлением — всё рассыпается.
То же самое произошло на рынке нефти со сланцевыми компаниями. Они просто не способны получать прибыль при текущем уровне стоимости нефти, поэтому стройными колоннами закрывают скважины и прекращают добычу.
Интересно, что с рынка уходит и SsangYong. Очевидно, по той же причине — курс корейской валюты вырос, объем продаж и так был небольшой, так что «давай, до свиданья, российский рынок».
Определённо, для оставшихся компаний уход GM (а они буду продавать у нас только премиальные машины Chevrolet и Cadillac, который почти не пострадал, но и продавался-то не особо активно) означает немного лишних клиентов: ведь не все, кто отказался от покупок Chevrolet и Opel не купят теперь вообще ничего. Кто-то что-то и купит, например, те же корейские марки.
Определённо, GM не последний, кто может уйти с рынка. Обратите, например, внимание на цифры Ford. Им тоже досталось «на орехи». Да и другие должны сильно напрягаться, чтобы сохранить свое производство не сокращая персонал.
Возможно, GM, пройдя через банкротство, избавился от долгов перед профсоюзами и объединениями бывших рабочих, но не сделал главного — не смог изменить подход к управлению. В одной отдельно взятой стране GM может бросить производство, но что будет, если эта страна будет Китаем или США? Ой-ой-ой…
Печально, что 8 тыс. человек останется без работы. И производство в России ощутимо просядет, ведь на автопром работает много кого. Завод GM под Питером планируют законсервировать до лучших времен.
Посмотрим.
Интересно, как переживут рынок корейцы и японцы. За два месяца 2015 года по сравнению с прошлым среди самых популярных 20 моделей автомобилей рост показали только несколько: Hyundai Solaris, Kia New Rio, Lada 4×4, Toyota Camry и Kia New Sorento. В «символическом минусе», как говорят в моей любимой экономической передаче, находится и Renault Logan (-2 автомобиля за два месяца), не очень большие потери у Hyunday ix5. Остальные все упали более чем на 600 автомобилей за два месяца.
Увидим, что будет дальше. Те, кто имеет «резерв» в виде высокой прибыли — будут удерживать цены, те, кто такого резерва не имеют — будут уходить с рынка. И хотя они могут говорить «мы вернемся как только, так сразу», но просто так взять и запустить производство не получится — это чуть сложнее, чем нажать «символическую кнопку». А продажи привозных автомобилей будут заведомо менее прибыльны.
Фото взято отсюда: http://w-info.blogspot.ru/2013/03/chevrolet-should-come-to-turkey-to.html.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто это…
Роман says
Kia с Hyundai съели рынок Opel и Chevy — вот и вся математика. Последние в России в основном позиционировались внизу сегмента В, Куда очень сильно пришли корейцы. Только корейцы закрыли весь сегмент B, Да еще с Quoris’ом и Genesis’ом на А претендуют.
Валерий Казарин says
Наверное, вы всё-таки имели в виду не A, а F-класс. 😉