• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Бережливое производство в России / Какова роль бережливого консультанта?

Какова роль бережливого консультанта?

18.04.2015 Автор: Валерий Казарин Оставьте комментарий Тема: Бережливое производство в России

На LinkedIn с подачи Константина DMAgICa завязалась небольшая дискуссия о роли консультанта, и я хотел бы немного прояснить то, как я понимаю этот вопрос.

Началось все с высказывания, что должен или не должен делать фасилитатор. Поскольку я в прошлом году участвовал в «продвинутом тренинге фасилитаторов», то не могу не поделиться некоторыми мыслями на эту тему.

А заодно и сделать небольшую классификацию ролей.

Биатлон. Первый этап Кубка мира. Тренировки

Если вы наберете в Google «роль консультанта в управленческом консультировании» (а консалтинг в сфере бережливого производства — это кусок управленческого консалтинга), то наткнетесь на кучу ссылок на книгу «Практическая конфликтология» Цоя Л.Н.

В ней упоминается две роли: консультант по ресурсам и консультант по процессам.

В учебных материалах ВГУЭС (я так понимаю, это методичка по курсу «Управленческое консультирование») упоминаются еще и следующие рои:

  1. Рефлексия – Поднимает вопросы для рефлексии.
  2. Спец. по процессам – Наблюдает за ходом решения проблем и мониторингом.
  3. Обнаружение факторов – Собирает данные и стимулирует мышление.
  4. Нахождение альтернатив – Находит альтернативы и ресурсы для Клиента. Помогает оценить результаты.
  5. Помощник в решении проблем – Предлагает альтернативы. Решает вместе с Клиентом.
  6. Инструктор и преподаватель – Обучает Клиента. Разрабатывает учебные программы.
  7. Технический эксперт – Информирует по вопросам политики и практики.
  8. Пропагандист – Предлагает пути решения, убеждает, направляет процесс решения проблем.

Здесь я буду говорить о немного более узкой сфере работы консультанта, когда он проводит обучение сотрудников клиентской компании.

Кто он в этой истории, и кем должен быть — тренером, наставником, ментором, коучем, фасилитатором, модератором?

Набор определенно неполный, напишите, кого я забыл, и я добавлю в это описание.

Для начала я бы разделил роли в зависимости от того, с кем консультант имеет дело — с одним или несколькими людьми одновременно.

Тренер — и один, и много.

Наставник — один.

Ментор — один.

Коуч — скорее один, хотя бывает и такое понятие, как групповой коучинг.

Фасилитатор — только много.

Модератор — только много.

Один на один

Тренер нужен, когда вы хотите поднять уровень знаний или умений ученика или учеников до опредлённого значения. Он работает и с физическими навыками, и с психологическими аспектами этих навыков. Хотя чаще всего «физика» преобладает». Отношения между тренером и учеником скорее технические, чем личные (хотя последнее тоже возможно)

Наставник — это такой же тренер, только более дотошно подходящий к особенностям отдельного ученика. Что, собственно, можно сделать только в личном контакте. Работа с наставником, как мне кажется, невозможна без установления личного контакта.

Ментор — по мне, это тот же наставник. Единственное смысловое отличие может заключаться в известной фразе про «менторский тон» — ментору обычно приписывается качество навязывания своей точки зрения, которая, с позиции ментора, единственно правильная, поскольку опирается на больший багаж знаний и опыта ментора, чем на скудные запасы знаний и опыта ученика.

Если взять более-менее известные примеры, например, из биатлона, то я бы назвал Вольфганга Пихлера, которого приглашали работать старшим тренером женской сборной России по биатлогу, ментором. У него была своя методика работы, он не принимал возражений и был уверен в своей правоте, поскольку основывал ее на успехах одной из подопечных, Магдалены Форсберг, которая шесть раз завоевывала большой хрустальный глобус. Почему можно назвать его ментором? Его много критиковали за его подход к тренинровкам, не все спортсменки были согласны с этим подходом, а это означает, что он упорно гнул свою линию.

С другой стороны, если взять пример нынешней обладательницы Кубка мира по биатлону среди женщин, Дарьи Домрачевой, то можно сказать, что ей повезло тренироваться скорее у наставников, чем у ментора. Показательным в этом плане является ее характерная техника бега по дистанции, которую сложно спутать с техникой других спортсменов: достаточно увидеть широко раскинутые руки, и становится понятным, что попади Домрачева на ранних стадиях тренировок к суровому ментору, её техника была бы «такой как у всех», и возможно она не могла бы демонстрировать такую скорость. Тренеры Домрачевой, однако, дали ей возможность оттачивать свою технику, оставив ее такой, какой она стала теперь.

Коуч редко занимается развитием знаний и умений. Его задача более эфемерная — помогать ученику в саморазвитии. Для этого нужно обладать другими навыками: уметь выявлять цели и интересы ученика, препятствия, с которыми он сталкивается, знать, как проявить эти препятствия, чтобы ученик их осознал, и стимулировать его на поиск решений. Часто коуч может и не иметь готового решения для ученика, и даже не разбираться в тех вопросах, с которыми сталкивается ученик.

Один на всех

Модератор и фасилитатор — это не роли учителя. В задачи того и другого не входит обычно «передача знаний и навыков», но оба участвуют в процессе групповой работы, так или иначе помогая участникам извлечь из этого процесса новые знания и умения.

Роль модератора можно показать на примерах. Если на интернет-форуме есть хороший модератор, то это обычно выражается в более цивилизованных дискуссиях, которые редко уходят от своих тем. На обычных, традиционных конференциях и форумах тоже присутствует модератор, и его задача чаще всего заключается в контроле времени и управлении дискуссиями.

В целом модератор — тот, кто контролирует ход дискуссии и обеспечивает соблюдение установленных правил.

Фасилитатор делает то же самое, и если вы поищете определения фасилитатора и модератора, то увидите, что они практически совпадают.

Однако между ними есть существенное отличие.

Модератор выступает в роли активного ведущего, или даже лидера. Он задает ритм, он устанавливает правила и следит за ними, он же ускоряет процесс, если по его мнению группа работает неконструктивно.

Фасилитатор не берет на себя лидерские качества. Он только помощник в работе группы. Его задача — создавать такие условия, когда группа будет действовать самостоятельно и эффективно, не применяя при этом «пинков и угроз», не ограничивая возможности группы, как это может делать модератор, а только предупреждая о возможных угрозах в тех случаях, когда группа уходит от поставленного маршрута.

Можно так же сказать, что модератор определяет цель и маршрут групповой работы. Фасилитатор не делает ни того ни другого, но озадачен тем же — сделать так, чтобы группа достигла своей цели наиболее эффективным способом.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Кем же должен быть консультант по бережливому производству?

Ответ на этот вопрос зависит от ситуации и того, с кем он в данный момент работает.

Кроме того, что консультант является носителем знаний и навыков в сфере управления, он еще и выполняет роль «костыля», который подменяет руководителя рабочей группы в тех моментах, где сам руководитель «хромает».

В идеале, работу консультанта можно было бы описать так: передать знания и пронаблюдать, как рабочая группа сама по себе превращает их в свои собственные навыки, внося в этот процесс незначительные корректировки.

Чаще всего такой идеал недостижим, т.к. существует крайне мало таких хорошо подготовленных команд, которые смогли бы самостоятельно превращать теоретические знания, полученные от консультанта, в практический успешный опыт. В этом случае консультанту нужно «засучить рукава» и поработать своими руками. Какой будет эта работа — зависит от задач и ситуаций, но достаточно часто эта работа включает и передачу опыта «на своем примере» и управление группой и многое другое.

Если при этом консультант знает правильное решение, то на этапе обучения он скорее превращается в ментора. Если не знает, или такого решения в принципе нет, то тогда консультант становится наставником.

Когда речь заходит о превращении знаний в навыки, то в тех случаях, где руководителю рабочей группы нужно помочь в выполнении его функций, консультант берет их на себя и превращается в модератора. Там, где руководитель рабочей группы справляется с функциями руководства, консультанту нужно лишь оказывать помощь, предупреждая о разложенных на маршруте движения граблях, проясняя возможные развилки (как на камне с надписями из сказок: налево пойдешь — станок потеряешь, направо пойдешь — наладчика потеряешь, прямо пойдешь — план не выполнишь), и это уже ближе к роли фасилитатора: руководитель рабочей группы сам принимает решение, двигаться ли дальше, или потратить дополнительное время на сбор и анализ недостающей информации, в отличие от работы с модератором, который может сказать: «так, хватит болтать, давайте двинемся дальше».

Итого.

Чем больше определенности с решением — тем более менторский стиль обучения нужен в этой ситуации. Чем меньше этой определенности — тем ближе стиль обучения к стилю наставника и даже коуча.

Чем больше требуется внешних воздействий для активного продвижения к результату, тем ближе роль консультанта в групповой работе к модераторской. Чем меньше нужно таких действий, тем ближе роль консультанта к фасилитаторской.

Потратьте дополнительное время на оценку ситуации и выберите правильный подход к своей работе. Результат не заставит себя ждать.

 

Оригинальную дискуссию можно найти здесь: https://www.linkedin.com/groups/4531986/4531986-5994099733847695361.

Фото РИА Новости взято здесь.

Кому это может быть интересно

PressFoto_5959641-MediumPressFoto_1251001-MediumPressFoto_725833-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • mistake-proof_2
    Достижение метода ZQC. Часть 2. Методы пока-йоке
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • technolog
    Подготовка производства для тех, кто не имеет…
  • scientist configures control panel
    Подготовка производства. 3. Как сделать один продукт хорошо
  • technolog5_
    Подготовка производства. 1. Задачи технолога
  • butterfly-valve
    Подготовка производства. 2. Как сделать один продукт
  • poka-yoke2
    Проверки не уменьшают дефекты

Ключевые слова: Консультант, обучение, Специалист, управление изменениями, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

Случайная цитата

Поэтому скажите мне, сколько у вас отчетов, а я скажу, какая у вас производственная система.

— С. Филиппов, С. Турусов, В. Волянский, М. Эренбург, Сломай стереотип!, стр. 113

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти