На LinkedIn с подачи Константина DMAgICa завязалась небольшая дискуссия о роли консультанта, и я хотел бы немного прояснить то, как я понимаю этот вопрос.
Началось все с высказывания, что должен или не должен делать фасилитатор. Поскольку я в прошлом году участвовал в «продвинутом тренинге фасилитаторов», то не могу не поделиться некоторыми мыслями на эту тему.
А заодно и сделать небольшую классификацию ролей.
Если вы наберете в Google «роль консультанта в управленческом консультировании» (а консалтинг в сфере бережливого производства — это кусок управленческого консалтинга), то наткнетесь на кучу ссылок на книгу «Практическая конфликтология» Цоя Л.Н.
В ней упоминается две роли: консультант по ресурсам и консультант по процессам.
В учебных материалах ВГУЭС (я так понимаю, это методичка по курсу «Управленческое консультирование») упоминаются еще и следующие рои:
- Рефлексия – Поднимает вопросы для рефлексии.
- Спец. по процессам – Наблюдает за ходом решения проблем и мониторингом.
- Обнаружение факторов – Собирает данные и стимулирует мышление.
- Нахождение альтернатив – Находит альтернативы и ресурсы для Клиента. Помогает оценить результаты.
- Помощник в решении проблем – Предлагает альтернативы. Решает вместе с Клиентом.
- Инструктор и преподаватель – Обучает Клиента. Разрабатывает учебные программы.
- Технический эксперт – Информирует по вопросам политики и практики.
- Пропагандист – Предлагает пути решения, убеждает, направляет процесс решения проблем.
Здесь я буду говорить о немного более узкой сфере работы консультанта, когда он проводит обучение сотрудников клиентской компании.
Кто он в этой истории, и кем должен быть — тренером, наставником, ментором, коучем, фасилитатором, модератором?
Набор определенно неполный, напишите, кого я забыл, и я добавлю в это описание.
Для начала я бы разделил роли в зависимости от того, с кем консультант имеет дело — с одним или несколькими людьми одновременно.
Тренер — и один, и много.
Наставник — один.
Ментор — один.
Коуч — скорее один, хотя бывает и такое понятие, как групповой коучинг.
Фасилитатор — только много.
Модератор — только много.
Один на один
Тренер нужен, когда вы хотите поднять уровень знаний или умений ученика или учеников до опредлённого значения. Он работает и с физическими навыками, и с психологическими аспектами этих навыков. Хотя чаще всего «физика» преобладает». Отношения между тренером и учеником скорее технические, чем личные (хотя последнее тоже возможно)
Наставник — это такой же тренер, только более дотошно подходящий к особенностям отдельного ученика. Что, собственно, можно сделать только в личном контакте. Работа с наставником, как мне кажется, невозможна без установления личного контакта.
Ментор — по мне, это тот же наставник. Единственное смысловое отличие может заключаться в известной фразе про «менторский тон» — ментору обычно приписывается качество навязывания своей точки зрения, которая, с позиции ментора, единственно правильная, поскольку опирается на больший багаж знаний и опыта ментора, чем на скудные запасы знаний и опыта ученика.
Если взять более-менее известные примеры, например, из биатлона, то я бы назвал Вольфганга Пихлера, которого приглашали работать старшим тренером женской сборной России по биатлогу, ментором. У него была своя методика работы, он не принимал возражений и был уверен в своей правоте, поскольку основывал ее на успехах одной из подопечных, Магдалены Форсберг, которая шесть раз завоевывала большой хрустальный глобус. Почему можно назвать его ментором? Его много критиковали за его подход к тренинровкам, не все спортсменки были согласны с этим подходом, а это означает, что он упорно гнул свою линию.
С другой стороны, если взять пример нынешней обладательницы Кубка мира по биатлону среди женщин, Дарьи Домрачевой, то можно сказать, что ей повезло тренироваться скорее у наставников, чем у ментора. Показательным в этом плане является ее характерная техника бега по дистанции, которую сложно спутать с техникой других спортсменов: достаточно увидеть широко раскинутые руки, и становится понятным, что попади Домрачева на ранних стадиях тренировок к суровому ментору, её техника была бы «такой как у всех», и возможно она не могла бы демонстрировать такую скорость. Тренеры Домрачевой, однако, дали ей возможность оттачивать свою технику, оставив ее такой, какой она стала теперь.
Коуч редко занимается развитием знаний и умений. Его задача более эфемерная — помогать ученику в саморазвитии. Для этого нужно обладать другими навыками: уметь выявлять цели и интересы ученика, препятствия, с которыми он сталкивается, знать, как проявить эти препятствия, чтобы ученик их осознал, и стимулировать его на поиск решений. Часто коуч может и не иметь готового решения для ученика, и даже не разбираться в тех вопросах, с которыми сталкивается ученик.
Один на всех
Модератор и фасилитатор — это не роли учителя. В задачи того и другого не входит обычно «передача знаний и навыков», но оба участвуют в процессе групповой работы, так или иначе помогая участникам извлечь из этого процесса новые знания и умения.
Роль модератора можно показать на примерах. Если на интернет-форуме есть хороший модератор, то это обычно выражается в более цивилизованных дискуссиях, которые редко уходят от своих тем. На обычных, традиционных конференциях и форумах тоже присутствует модератор, и его задача чаще всего заключается в контроле времени и управлении дискуссиями.
В целом модератор — тот, кто контролирует ход дискуссии и обеспечивает соблюдение установленных правил.
Фасилитатор делает то же самое, и если вы поищете определения фасилитатора и модератора, то увидите, что они практически совпадают.
Однако между ними есть существенное отличие.
Модератор выступает в роли активного ведущего, или даже лидера. Он задает ритм, он устанавливает правила и следит за ними, он же ускоряет процесс, если по его мнению группа работает неконструктивно.
Фасилитатор не берет на себя лидерские качества. Он только помощник в работе группы. Его задача — создавать такие условия, когда группа будет действовать самостоятельно и эффективно, не применяя при этом «пинков и угроз», не ограничивая возможности группы, как это может делать модератор, а только предупреждая о возможных угрозах в тех случаях, когда группа уходит от поставленного маршрута.
Можно так же сказать, что модератор определяет цель и маршрут групповой работы. Фасилитатор не делает ни того ни другого, но озадачен тем же — сделать так, чтобы группа достигла своей цели наиболее эффективным способом.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Кем же должен быть консультант по бережливому производству?
Ответ на этот вопрос зависит от ситуации и того, с кем он в данный момент работает.
Кроме того, что консультант является носителем знаний и навыков в сфере управления, он еще и выполняет роль «костыля», который подменяет руководителя рабочей группы в тех моментах, где сам руководитель «хромает».
В идеале, работу консультанта можно было бы описать так: передать знания и пронаблюдать, как рабочая группа сама по себе превращает их в свои собственные навыки, внося в этот процесс незначительные корректировки.
Чаще всего такой идеал недостижим, т.к. существует крайне мало таких хорошо подготовленных команд, которые смогли бы самостоятельно превращать теоретические знания, полученные от консультанта, в практический успешный опыт. В этом случае консультанту нужно «засучить рукава» и поработать своими руками. Какой будет эта работа — зависит от задач и ситуаций, но достаточно часто эта работа включает и передачу опыта «на своем примере» и управление группой и многое другое.
Если при этом консультант знает правильное решение, то на этапе обучения он скорее превращается в ментора. Если не знает, или такого решения в принципе нет, то тогда консультант становится наставником.
Когда речь заходит о превращении знаний в навыки, то в тех случаях, где руководителю рабочей группы нужно помочь в выполнении его функций, консультант берет их на себя и превращается в модератора. Там, где руководитель рабочей группы справляется с функциями руководства, консультанту нужно лишь оказывать помощь, предупреждая о разложенных на маршруте движения граблях, проясняя возможные развилки (как на камне с надписями из сказок: налево пойдешь — станок потеряешь, направо пойдешь — наладчика потеряешь, прямо пойдешь — план не выполнишь), и это уже ближе к роли фасилитатора: руководитель рабочей группы сам принимает решение, двигаться ли дальше, или потратить дополнительное время на сбор и анализ недостающей информации, в отличие от работы с модератором, который может сказать: «так, хватит болтать, давайте двинемся дальше».
Итого.
Чем больше определенности с решением — тем более менторский стиль обучения нужен в этой ситуации. Чем меньше этой определенности — тем ближе стиль обучения к стилю наставника и даже коуча.
Чем больше требуется внешних воздействий для активного продвижения к результату, тем ближе роль консультанта в групповой работе к модераторской. Чем меньше нужно таких действий, тем ближе роль консультанта к фасилитаторской.
Потратьте дополнительное время на оценку ситуации и выберите правильный подход к своей работе. Результат не заставит себя ждать.
Оригинальную дискуссию можно найти здесь: https://www.linkedin.com/groups/4531986/4531986-5994099733847695361.
Фото РИА Новости взято здесь.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…