Предлагаю вашему вниманию статью Кристофа Росера (Christoph Roser) «Pay Attention to Details – Operator Training at Toyota and Scania«.
Зачастую, фраза «внедряем бережливое производство” означает, что руководство подхватило последние новомодные связанные с бережливым производством понятия и требует от сотрудников внедрить их. Это неправильно сразу по многим причинам. Во-первых, проект внедрения бережливого производства всегда должен начинаться с проблемы, а не с решения. На другом уровне, хорошее производство возникает из деталей выполнения повседневной работы. И обычные рабочие процессы и проекты улучшений должны много внимания уделять деталям. К сожалению, во многих компаниях этого часто не хватает.
В этой заметке я хотел бы показать вам уровень детализации в обучении операторов в некоторых преуспевающих компаниях.
Обучение операторов на Тойота
Тренировка с пневматической отверткой
(Фотография из фотобанка, а не c Тойота. Извините!)
Тойота, как и большинство компаний имеющих сборочные линии, применяет большое количество винтов. Поэтому, имеет смысл тренировать операторов навыкам обращения с пневматической или электрической отверткой.
Сейчас в других компаниях на обучение операторов отводится 10 минут — новому оператору дают отвертку и рассказывают ему, в какие отверстия заворачивать винты. Тем не менее, остается много неясностей, которые в дальнейшем могут вызвать потенциальные проблемы с качеством.
Существует ли такая последовательность заворачивания винтов, которая лучше, чем другие? Как лучше держать отвертку для того, чтобы избежать соскальзывания винта и появления царапин на материале? Как лучше всего убедиться, что приложенное усилие ни слишком мало (и, следовательно, не достаточно хорошо), ни слишком велико (с риском сорвать винт). Как лучше всего ставить отвертку на винт? Наконец, как наиболее эффективно закрепить винт, обеспечивая хорошее качество и используя минимальные затраты времени и сил?
Для обучения своих операторов всем этим тонкостям, Тойота установила отдельные рабочие станции, на которых операторы могут практиковаться в выполнении процесса (сборки) в безопасных условиях. Тренер обучает их тому, как держать отвертку, показывает им все, что может пойти не так, и в целом старается развить навыки оператора от уровня «держал отвертку в руках» до уровня эксперта в использовании отвертки.
Кроме обучения операторов, этото процесс также показывает, насколько новый оператор готов выполнять работу. Сборочные операции – это низкооплачиваемая работа, но она отнюдь не проста. Оператор должен сохранять внимание, несмотря на частые повторения задачи. Если есть несоответствия, то лучшее для обеих сторон — узнать об этом в начале тренировки, а не спустя какое-то время, уже после возникновения проблемы с качеством.
Тренировка мышечной памяти при обращении с объектами
Toyota также проводит множество мелких тренировок по работе с деталями, тренируя мышечную память. Оператор практикуется обрабатывать детали в смоделированной обстановке, выполняя рутинные движения. Это похоже на вождение автомобиля. Вам больше не нужно думать, где поворотники и педаль тормоза — вы просто делаете это.
Одной из таких игр является игра “Переверни и поставь.” Есть 20 цилиндров, расположенных каждый в своей выемке (глубиной 7мм) на доске (40×30см). Один торец цилиндра красный, другой — желтый. Цель игры — перевернуть их как можно быстрее. Для оптимизации вашего времени, вы должны думать о таких приземленных вещах, как брать, держать, переворачивать и ставить цилиндр. Одна из выигрышных стратегий — брать цилиндр одной рукой, и ставить его другой рукой, перевернув во время процесса передачи из руки в руку.
Еще одна игра, «Кольца», направлена на то, чтобы поставить 10 колышков 5 разных размеров (от XS до XL) в соответствующие отверстия. Колышки имеют только небольшую разницу в диаметре, но входят только в соответствующие отверстия. Обратите внимание, что размеры колышков и цилиндров не обозначены, как показано на моем рисунке – оператор должен выяснить сам, какие отверстия соответствуют колышкам.
Еще одна игра — “Игра с веревкой.” На доске, шириной 120см, размещены 9 колышков. Первый колышек привязан к веревке. Все остальные колышки имеют номер и направление вращения. Цель игры — обмотать веревку вокруг колышков в нужном направлении как можно быстрее.
В целом, Тойота вкладывает много усилий в обучение своих людей. Это обучение, как правило, проводится не на конвейере, а отдельно — под тщательным наблюдением. Toyota хочет, чтобы ее операторы достигли большого прогресса в движении по «кривой обучения» в учебном классе, а не методом проб и ошибок с реальными продуктами для реальных клиентов. Ведь вы не хотите купить автомобиль, который кто-то собирал первый раз в жизни!
Обучение операторов на заводе Скания
Скания, крупный шведский производитель грузовиков и автобусов, также является одной из немногих компаний с высокими стандартами качества и хорошей реализацией бережливого мышления. Во время Европейской конференции бережливого обучения 2015, я получил приглашение на обучение их операторов в районе Седертелье, недалеко от Стокгольма. Поскольку, мне разрешили фотографировать, я могу показать вам их подготовку более подробно, чем подготовку на Тойота.
Обучение сборке трубопроводов
В грузовиках используются много труб и шлангов. Здесь существует специальная станция для сборки этих труб.
Во-первых, оператору показывают все то, что может пойти не так. Операторам иногда необходимо укоротить шланги. Часто, они делают это с помощью простых инструментов, таких как кусачки или ножи. Это иногда приводит к сплющиванию шланга в поперечном сечении, появлению ребра на изгибе, а иногда оператор просто не может сделать разрез.
Проблему правильного сечения –можно легко решить с помощью правильного инструмента. Этот инструмент (на рисунке слева), не только предотвращает сплющивание трубы, но также обеспечивает перпендикулярность среза, что недостижимо, если вы испольщуее обычный инструмент (справа).
Сейчас вы можете подумать, что если просто отобрать все болторезы и дать операторам команду использовать правильный инструмент, то этого может быть достаточно. Это не так, по крайней мере, не для совершенной компании. Почувствовав разницу в результатах, оператор с большей вероятностью запомнит важность использования правильного инструмента.
Кроме того, на учебной станции не просто рассказывают, какие тактильные ощущения вы будете испытываете при сборке трубы, вместо этого вы можете испытать их на своем опыте. На тренировочной станции оператор также узнает, как почувствовать хорошее соединение, и как отличить его от плохого соединения.
Обучение монтажу хомутов
На другой станции оператор узнает, как правильно прикрепить хомуты. Опять же, это звучит просто, но существует множество нюансов, на которые нужно обращать внимание, все они лучше запоминаются на личном опыте, чем на слух. Таким образом, оператор сначала узнает о различных типах хомутов (термостойкие или нет, специальные хомуты и др.) и затем практикуется с помощью хомутов на различных алюминиевых шестах.
Опять же, обучение начинается с того, что может пойти не так. Если хомут установлен вручную, он не будет достаточно плотно прилегать к шесту и будет проскальзывать. На снимке вы можете видеть три хомута, только один из которых затянут правильно.
Отрезать конец хомута с помощью простых кусачек тоже непросто. При этом могут образовываться заусенцы . Если срез не ровный, у него может быть острый край, который может поцарапать или травмировать человека. Изображение также показывает три примера, только один из которых правильный.
Чтобы правильно закрепить хомут, нужно использоватьспециальный инструмент (имеющий прекрасное шведское имя — buntband-pistol). Этот инструмент применяется не только для того, чтобы правильно затянуть хомут, но и чтобы ровно отрезать конец хомута.
Обучение работе с болтами и гайками
Наконец, есть также тренировочная станция для работы с болтами и гайками. Для болтов одним из важнейших моментов является крутящий момент на винте. Как и прежде, оператор сначала учится «как не надо делать».
В частности, тренер просит оператора приложить к болту определенное усилие. Тренер измеряет крутящий момент на дисплее, вне поля зрения оператора. Как оказывается, операторы, как правило, сильно отклоняются от необходимого усилия, прилагая к болту либо слишком малое, или слишком большое усилие. Это особенно удивительно для более опытных операторов, которые думают, что уж они то знают, какое усилие правильное.
Конечно, гораздо легче это делать специальным динамометрическим ключом. Впрочем, даже в этом случае можно все испортить. Динамометрический ключ щелкает при приложении правильного усилия затяжки. Однако, если вы будете продолжать тянуть, усилие превысит правильное значение. Аналогично, если вы “щелкните” еще несколько раз, вы приложите больше крутящего момента на винт, чем это необходимо. И снова оператор учится на своем опыте.
Обучение другим навыкам
Без особых объяснений хочу добавить, что на Scania существует логистичекая тренировочная площадка и зона для обучения выполнению электрических соединений. Они используют те же принципы, что и вышеописанные станции.
Резюме
В по-настоящему хороших производственных компаниях внимание к таким мелким деталям создает разницу между средним и непревзойденным качеством. Качество можно повысить, если обучать операторов в смоделированной обстановке.. Кроме того, производительность тоже увеличивается, поскольку операторы могут обучаться тому, как делать операции более эффективно и, следовательно, быстрее.
Однако, вышеприведенные описания могут дать Вам только идеи о том, как улучшить вашу собственную производственную систему. Если вы просто скопируйте вышеописанное – независимо от того, будет это опыт Тойоты или Скании – тогда вы снова не уделяете внимания деталям. Ваша производственная система может иметь совершенно разные потребности и требования, и все вышеупомянутое может соответствовать или не соответствовать вашим потребностям. В бережливом производстве очень мало способов «сократить путь». Не пытайтесь просто скопировать увиденное, а проложите свой собственный путь.
Однако, существует несколько правил, которые Вам помогут. Во-первых, вы должны начать демонстрировать отрицательные примеры. Учиться на своих ошибках гораздо проще, чем учиться на хороших примерах. Вы должны также соотносить обучение операторов с их потребностями. Можно легко перегрузить операторов большим количеством треований, и, в конечном счете, им никто не будет следовать. Конечно необходимо, чтобы вы понимали, чтов процессе является критическими точками. Наконец, Вы должны создать на тренировочной станции обстановку, как можно больше приближенную к реальной сборочной линии. Используйте те же инструменты и оборудование, и старайтесь сделать их как можно более похожими.
Как всегда, я надеюсь, что эти рекомендации, которые я видел в Toyota и Scania помогут вам в вашей повседневной работе. А теперь иди и приведи в порядок свою компанию!
P. S. Большое спасибо хорошим людям из компании Scania за отличную экскурсию по их учебным станциям! Фотографии публикуются с их любезного разрешения. Также, огромное спасибо Тойота за организацию туров по их заводам.
Статью перевел Денис Гриценко, за что я хочу выразить ему большую благодарность. Как и всегда, без помощи добровольных помощников я мог бы никогда и не добраться до этой очень интересной статьи.
Переведено с разрешения автора, оригинал доступен здесь: Christoph Roser, «Pay Attention to Details – Operator Training at Toyota and Scania», Allaboutlean.com.
Иллюстрации автора.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…