Вопрос расчета производительности труда задал мне начальник цеха. Так прямо и спросил: «как правильно считать производительность труда?» А за пару месяцев до этого практически тот же вопрос мы обсуждали в компании экспертов Конкурса лидеров производительности на Кубок им. А.К. Гастева. И вот настало время изложить свою точку зрения на этот вопрос достаточно подробно.
Ну, а поскольку тема производительности труда очень сложная и многогранная, то содержание этого мнения будет разделено на несколько статей. Эта — первая из серии.
Один и тот же вопрос «как правильно считать производительность труда» может иметь разные ответы в зависимости от того, в каком контексте он задаётся. И я надеюсь, что мои рассуждения помогут вам разобраться в том, какой же ответ будет правильным в вашем случае.
Предыстория
2012 год. 7 мая в Указе Президента РФ от №596 официально определена задача повышения производительности труда в 1,5 раза до 2018 года.
Этот документ можно считать стартовой точкой для последующих усилий по повышению производительности труда на государственном уровне.
К сожалению, мне не известна другая часть истории, связанная с полным названием конкурса лин-предприятий, который сейчас звучит как «Конкурс лидеров производительности на Кубок им. А.К. Гастева». Хотя я уже несколько лет участвую в этом конкурсе в роли аудитора, и иногда еще принимаю участие в жюри вспомогательного конкурса проектов, я не знаю, кто и когда решил связать конкурс с производительностью.
Было ли это сделано случайно или намеренно (чтобы мягче вписаться в государственную программу), но название обязывает: хочешь не хочешь, но для выбора победителей надо каким-то образом оценивать (и главное — сопоставлять!) производительность труда компаний-участников. И в этом загвоздка. Зато можно сказать: наш конкурс направлен на решение задачи повышения производительности труда!
И дело даже не в том, что сложно найти алгоритм, позволяющий сопоставлять коня и трепетную лань, или хотя бы производственные и непроизводственные предприятия (госучреждения или некоммерческие организации) по уровню производительности труда. Дело в том, что задачи, которые решает правительство страны, повышая производительность труда на уровне государства, и руководство предприятия — на уровне предприятия, совершенно разные.
Поэтому тезис «мы знаем, как повысить производительность труда на отдельно взятом предприятии, делайте так же в масштабах всей страны и всем будет хорошо» не работает.
Как в общем случае оценивается производительность труда
В самом общем случае формула выглядит так:
Производительность труда = количество изготовленной продукции / количество затраченного на это времени
Да, я знаю, что формула в таком виде выглядит сомнительно, но прошу не торопиться кидать в меня гнилые помидоры, я подробно раскрою все детали дальше по тексту.
Время в числителе этой формулы обычно каким-либо образом привязывается к рабочей силе, т.е. к людям, которые изготавливают данную продукцию. Тогда в частном случае мы можем иметь производительность труда, например, как «три метра канавы в день на одного землекопа».
Если у нас есть две бригады землекопов, то мы можем сопоставлять их производительность, определяя соответствующую величину для каждой бригады. И если одна имеет производительность «три метра канавы в день на одного землекопа», а вторая «четыре метра канавы в день на одного землекопа», то при прочих равных вторая бригада работает более эффективно.
Но это частный случай.
Как государство оценивает производительность труда
На уровне государства производительность труда считается «одним большим куском», ну или, если вам знаком такой термин, «котловым методом». Взяли весь произведенный в стране продукт, «свалили в один котел», ВВП (валовый внутренний продукт), и считаем, что это — всё, что изготовило государство. Изготовило за год, чего уж там размениваться на месяц или на день. А кто этот ВВП выпустил? Всё население. Все рабочие и служащие со всеми нахлебниками и иждивенцами. Так что для того, чтобы посчитать среднюю производительность труда по всему государству разделим ВВП на численность населения и получим некую производительность труда страны.
Зачем нужна эта цифра? Во-первых, это хорошая цифра, которой можно помериться с соседями. Можно, конечно, мериться самим ВВП, мол «мы вааще больше вас в этом году сделали!»
И это, конечно, хорошо, ведь кто больше ВВП сделал, тот и больше благ для своего существования получил. Скажем вы только табуретку за день сколотить успели, а я — целое кресло. Мне же вечером удобнее сидеть, чем вам, не так ли?
Но есть Китай, а есть Сингапур. И последний в ответ Китаю может сказать: «Зато у нас в среднем по больнице больше получилось!»
То есть «вы, конечно, много табуреток сделали, но на всех китайцев их не хватит, а мы — по два кресла на каждого сингапуржца, плюс еще несколько запасных малайцам продали в обмен на еду, которую теперь и едим, рассевшись в креслах, пока вы голодные там свои табуретки делите…»
Если же серьезно, то на основе средней производительности труда можно как-то сопоставлять скорость развития экономик разных стран, ведь понятно, что там, где больше производительность, и рост быстрее происходит, т.к. люди больше денег могут в чулок или банк положить, или более длинный и громкий автомобиль себе купить, или дом с большим количеством спален.
Во-вторых, если мы знаем производительность труда на уровне государства, то мы можем пытаться ею командовать. Например, попытаться что-то сделать, чтобы она выросла.
И тогда правительство дает команду и чиновники всяких уровней начинают ее исполнять — повышать производительность труда.
Как заметило некое «Общественное объединение по повышению производительности труда» (ссылка http://www.xn—-dtba9bibii.xn--p1ai/main не работает — ВК, 20.12.2021), производительность труда, учитывая формулу расчета, можно повышать двумя способами:
- Произвести тот же объем продукции меньшим числом персонала.
- Произвести больший объем продукции тем же числом персонала.
В рамках государства сократить персонал не получится — это ведь означает, что надо сократить численность населения. Есть только неприличные способы как это делать, непригодные для современного демократического государства, поэтому у государства остается только второй вариант — пытаться подзаставить коммерсантов производить больший ВВП тем же самым населением.
Пока на этом тему повышения производительности труда на уровне государства стоит приостановить.
Как предприятия оценивают производительность труда
У предприятия формула обычно чуть-чуть более отчетливая. В первом приближении обычно считают так:
производительность труда = выручка за год / средняя численность персонала в течение этого же года
Можно считать в деньгах (собственно выручка), а можно — и в штуках или в других единицах измерения продукции. Например «АвтоВАЗ» может считать производительность сборочного конвейера в количестве выпущенных в год автомобилей на человека.
Есть правда подвох. Автомобиль автомобилю рознь. И тем не менее там, где привыкли считать продукцию в штуках, погонных метрах, квадратных метрах, тоннах, километрах или статьях, это делают. Все понимают, что не каждый километр кабеля равен любому другому километру любого другого кабеля, или, например, квадратный метр белой облицовочной плитки размером 20*20 см не равен квадратному метру дизайнерской облицовочной плитки размером 40*60 см, но тем не менее для «грубой оценки» этого достаточно.
И с учетом этого допущения производительность тоже можно считать в штуках на человека, погонных метрах на человека, квадратных метрах на человека, тоннах на человека, километрах на человека или статьях на человека.
И когда у руководства компании возникает вопрос «как бы нам повысить производительность труда», есть те же два пути решения этой задачи:
- Произвести тот же объем продукции меньшим числом персонала.
- Произвести больший объем продукции тем же числом персонала.
Но вариантов у руководства компании больше, чем у государства. Пойти по первому пути многие считают вполне разумным: уволив человека, компания не несёт за него дальнейшую ответственность. Поэтому о нём можно забыть. Понадобится — наймём снова. А пока производительность будет выше.
Второй вариант тоже работает. Но есть одно «но». Просто так произвести больше продукции или услуг — нет никакого смысла. Это имеет смысл только в том случае, если всё это будет покупаться или потребляться. Значит второй вариант упирается в рыночную ситуацию. Тем не менее, если рынок «резиновый» или «потребляет всё, что мы выпускаем», то это вполне себе хороший способ повысить производительность труда.
Конфликт интересов государства и предприятия
Вот в отношении к «человекам» конфликт интересов и возникает.
Не то, чтобы я думал, что наше государство с особым пиететом относится к своим гражданам, но точно не приветствует сокращение их численности. Поэтому получается вилка:
- Государство говорит: «похвалю те предприятия, которые повысят свою производительность!»
- Предприятие: «Хм, хочу, чтобы меня похвалили, давай-ка подсократим малоценных сотрудников!»
- Предприятие проводит сокращения или выводит какие-то службы или функции на аутсорсинг.
- Предприятие считает производительность, видит рост и заявляет об этом: «Мы повысили производительность!»
- Государство видит хороший пример роста производительности и говорит: «Вот! Смотрите и учитесь! Эти парни в три раза свою производительность повысили! Чтобы все остальные тоже бегом сделали то же самое!»
- Государство подсчитывает ВВП, делит его на численность населения и удивляется: производительность труда по стране осталась почти та же.
- Государство сидит и думает: «Что мне теперь делать с этими уволенными??? И почему производительность растёт как-то очень медленно? Примеры плохие что ли?»
Ну, и если этого мало и нужен еще какой-то показательный пример, напомню про существование моно-городов. Когда предприятие моно-города сокращает персонал, ни прибыль города не вырастает, ни доход на душу населения. Т.к. все, кого уволили, переходят в категорию иждивенцев для тех, кого не уволили.
Резюме первой части
Разница в целях повышения производительности труда на уровнях государства и предприятия настолько велика, что пытаться повышать производительность труда в национальном масштабе повышая производительность труда отдельных предприятий — затея глупая и заведомо провальная.
Государство считает среднюю производительность в расчете на любого гражданина, неважно работает ли он, находится на пенсии или его возят в детской коляске.
Предприятие считает среднюю производительность только в расчете на своих сотрудников, а как только они оказываются «вне штата», то для предприятия они просто исчезают: оно за них не отвечает.
Поэтому позвольте мне закончить первую часть рассказа о производительности труда таким тезисом:
Производительность труда предприятия НЕЛЬЗЯ считать по тем же формулам, по которым рассчитывается средняя производительность труда в каком-либо государстве или регионе. И если вы хотите посчитать производительность труда на вашем предприятии, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не используйте методики расчета производительности труда, установленные государством для самого себя.
Иллюстрации взяты здесь и здесь.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Диана says
Спасибо!