Что нужно, для того, чтобы сотрудники эффективно выполняли свою работу? Для того, чтобы они могли работать лучшим образом нужно соблюсти массу условий, и чем больше компания, чем дольше она существует, тем большую роль в этом деле играет стандартизация операций, в ходе которых создается ценность для клиента.
Просто чтобы вы представили, насколько это нешуточная задача, выходящая за пределы определения «у нас есть учебный центр в службе персонала, там рабочих учат всему, чему надо», дам некоторый список того, что нужно иметь в виду.
Но перед этим я дам определение того, что дальше будет называться «ключевыми операциями»:
Ключевая операция — виды работ или действий, которые оказывают наибольшее влияние на результаты компании.
Так, для производственных предприятий это обычно основные операции производственного цикла, для логистических центров — операции, связанные с обработкой товаров, для контактного центра — сценарии общения с клиентами, и так далее.
Итак, что нужно иметь в виду, когда вы хотите стандартизировать (или улучшить существующие стандарты) ключевые операции:
- люди не работают на одном и том же месте, некоторые увольняются, некоторых принимают «с улицы», некоторые меняют позицию в компании;
- рабочие или должностные инструкции чаще всего описывают сферу ответственности и обязанности сотрудника, а не то, КАК ИМЕННО он должен выполнять работу;
- технологические карты чаще всего описывают последовательность работ, но не объясняют, как их делать;
- даже сложную операцию можно от случая к случаю делать хорошо, но добиться непрерывного качественного и быстрого выполнения даже самых простых операций очень сложно. Сомневаетесь? Вспомните, сколько раз у вас затухала спичка при попытке разжечь костёр на ветру;
- ВСЕ ключевые операции — это очень большой объем информации, особенно если компания делает большой ассортимент продукции;
- даже если имеется стандарт выполнения операции, сама операция может со временем измениться — появится новое оборудование, новые приспособления или инструмент, новые детали или новые технологии;
- и т.д.
Мне стало интересно, насколько далеко продвинулись российские компании в деле совершенствования своих ключевых операций, и для того, чтобы выяснить это, я решил провести опрос читателей.
Пожалуйста, потратьте несколько минут и ответьте на 19 вопросов анкеты. Анкетирование будет проводиться в течение нескольких недель, после этого все данные будут обработаны и участники опроса получат отчет о результатах опроса.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Игорь says
Так уж принято, что бережливое производство сосредоточено в первую очередь на производственных операциях, а операции проектирования, маркетинга, продаж и управления как бы остаются в стороне. А для многих фирм, занятых в основном проектированием, тем более проектированием высокотехнологичной продукции, производственные операции тоже важны, но не являются ключевыми для успеха на рынке.
Хотелось бы увидеть больше внимания применению методов бережливого производства в областях проектирования, маркетинга, продаж, управления.
В процессах управления стали очень важными, просто ключевыми, процессы внедрения изменений, в частности процесс внедрения методов бережливого производства.
Валерий Казарин says
Игорь, есть два варианта применения методов бережливого производства к проектированию — это «поточное» проектирование новой продукции или изменений в существующей продукции при наличии устойчивого спроса и налаженного производства, и тогда для описания системы проектирования вам нужно найти книгу Джеффри Лайкера и Джеймса Моргана «Система разработки продукции на Toyota», и это создание продукта или услуги «с нуля», при отсутствии надежных данных о имеющемся спросе — наиболее «жизнеспособный» подход к решению такой задачи можно найти у Эрика Риса в книге «Бизнес с нуля. Lean Startup» и книге Ash Maurya «Running Lean».