• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Азбука бережливого производства / Ценность глазами бережливого производства

Ценность глазами бережливого производства

15.12.2017 Автор: Валерий Казарин 2 комментария Тема: Азбука бережливого производства

Ценность — полезность, присущая продукту с точки зрения клиента и находящая отражение в цене продаж и рыночном спросе.

Это определение из иллюстрированного глоссария по бережливому производству под редакцией Чета Марчвински.

Копнём глубже.

Для начала следует сказать, что никаких достаточно точных инструментов для определения ценности компании, которые внедряют бережливое производство, не придумали. А если кто-то и придумал, то держит под секретом, скрывая от потенциальных конкурентов.

То есть, когда в ходе встречи рабочей группы обсуждается ценность продукта, услуги, или целого семейства продуктов или услуг, каждый участник обсуждения вынужден опираться на собственное представление о том, что ценно для клиентов, либо формируется некоторое неформализованное описание ценности, в лучшем случае — в виде перечня соответствующих качеств или характеристик.

И это является основой для глубокой и вдумчивой работы по устранению потерь.

Однако ценность, как понятие, не родилось в бережливом производстве. Если покопаться в истории, можно найти корни того, что сейчас называется картирование потока создания ценности в работах американских и советских ученых середины двадцатого века.

Функционально-стоимостной анализ или Value Engineering

Так это тогда называлось. Вот определение ФСА в википедии:

«метод системного исследования функций объекта с целью поиска баланса между себестоимостью и полезностью».

Еще в прошлом веке некоторые инженерные светлые умы по обе стороны от железного занавеса смекнули, что полезность (способность товара или услуги удовлетворять потребности потребителя) отличается от себестоимости, но поскольку в те времена о высоком думали мало, то идея свелась к тому, что каждый элемент изделия, каждая его функция, которой пользуется потребитель, имеет определённую полезность, которую можно выразить в двух величинах — себестоимость изготовления этого элемента и цена, которую за него готов заплатить потребитель.

Так впервые себестоимость сопоставили с ценностью, и так возник функционально-стоимостной анализ.

Американцы ведут историю Value Analisys / Value Engineering от работ одного из инженеров General Electric Лоуренса Д. Майлса.

Наши говорят, что в это же время, независимо от Майлса «поэлементный экономический анализ» проделывал инженер-конструктор Пермского телефонного завода Ю. М. Соболев. Но правда истории заключается в том, что труды Соболева не нашли дальнейшего распространения, и ФСА распространился в СССР на основе публикаций трудов Майлса.

В любом случае идея была одна и та же: предмет разделялся на компоненты и оценивалась стоимость изготовления каждой части и полезность этой же части с точки зрения потребителя. Если полезность была ниже себестоимости, это означало, что можно было избавиться от этого компонента, существенно сэкономив в производстве, и немного снизив цену продажи всё равно дать потребителю полезный продукт. Либо, если компонент был критически важен, факт того, что себестоимость производства превышала свою справедливую стоимость в глазах потребителя, означал, что нужно что-то предпринимать с целью снижения этой себестоимости — осуществлять какие-то рационализаторско-изобретательские мероприятия.

Грубо говоря, в сотовом телефоне можно, например, вычленить стоимость громкоговорящего динамика, задача которого — звенеть и греметь, когда вам кто-то звонит, и посчитать, сколько он должен стоить с точки зрения покупателя, а потом сопоставить с реальной себестоимостью, чтобы понять, не слишком ли крутые динамики производитель устанавливает в телефон.

Если верить статье Википедии, в ФРГ более 50% предприятий (крупных, надо думать) применяло ФСА уже в 1968 году. В Японии распространенность метода в семидесятых такова, что его применяют при разработке 80-90% новых изделий и при модернизации 50-85% старых. В 1982 году сообщество японских специалистов по ФСА учредило даже премию Майлса, присуждаемую компаниям, которые добиваются больших успехов в удовлетворении потребителя благодаря эффективному использованию знаний и распространению идеологии ФСА.

В 1973 году был принят стандарт  DIN 69910 «Функционально-стоимостный анализ. Понятия и методология», в котором объектом для анализа становится не только продукт, но и процессы, системы, виды деятельности и т.д.

И, вероятно, в этот-то момент от ФСА отпочковалось то, что на русском иногда тоже называют «функционально-стоимостным анализом», а на самом деле это Activity-Based Costing, или расчет себестоимости по видам деятельности.

Activity-Based Costing

Не путайте, кстати, с ABC-анализом, это совсем про другое. Так вот, расчет себестоимости по видам деятельности — это своеобразная обратная сторона ценностного анализа. В нем речь идет именно о себестоимости, а не о полезности или ценности. И себестоимость эта складывается из всего множества действий, которые осуществляются в процессе создания продукта или оказания услуги.

Не только в производстве, но и действия по закупке, доставке, погрузке/разгрузке, хранению, учету, выдаче, планированию, контролю и так далее. Если каждое из них посчитать и включить в себестоимость, то, вроде как, получится, что все расходы — прямые, накладных остаться не должно.

Но это уже совсем не про ценность, он скорее пригоден для учета, и этим обосновывается большой интерес к нему со стороны отдельных категорий бухгалтеров и экономистов. К слову сказать, Роберт Каплан, один из создателей «Сбалансированной системы показателей» еще в 1987 году вместе с соавтором, Брунсом, дали четкое определение тому, что же это за метод, в книге «Accounting and Management: A Field Study Perspective».

Назад к ценности

Что еще можно сказать про ценность. Если вы, несмотря на всю эфемерность ценности сможете сформулировать, из чего, из каких качеств и свойств она состоит, то, вооружившись таким определением, вы сможете оценить необходимость тех или иных действий, совершаемых в процессе создания продукта или оказания услуги.

И в идеале, процесс этот должен состоять только из этапов, на каждом из которых создается тот или иной пункт из этого списка. Например, на одном этапе в смартфон вставляется фотомодуль, на следующем этапе — громкоговорящий динамик, и так далее.

И если какой-то этап не приводит к появлению дополнительной ценности, то он, вроде бы как и лишний, и неплохо было бы организовать процесс так, чтобы не делать его.

Это хороший способ переоценить ваше представление о том, является ли какой-либо из этапов карты потока создания ценности (схемы, описывающей процесс создания продукта) ценным или нет. Очень часто мы хотим наделить ценностным смыслом хорошо знакомые нам этапы производства, особенно, если они очевидным образом не попадают в одну из категорий потерь (о них можно посмотреть видео здесь). Но для каждого такого этапа или действия надо задать вопрос: «Хорошо, если на этом этапе (этим действием) мы создаем ценность, то какую именно? Что именно получит наш клиент в дополнение ко всему, что он бы получил без этого этапа (действия)?»

И иногда размышление над этим вопросом приводит к интересным выводам. Например, может оказаться, что этот этап и не приносит никакой ценности клиенту, хотя и требует огромных усилий и затрат (а значит, и значительно увеличивает себестоимость).

Оригинальное видео из серии «Азбука бережливого производства» о ценности доступна здесь. Я не пытался его пересказать, а только дополнить вторым уровнем смысла. Надеюсь, получилось.

Кому это может быть интересно

PressFoto_725833-MediumPressFoto_1270671-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • ldpp1
    Бережливая разработка. Картирование. Что отличает…
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • handsome man standing over blackboard  with drawn dollar concept
    Цена и прибыль - какова же, всё-таки, формула?
  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • scientist configures control panel
    Подготовка производства. 3. Как сделать один продукт хорошо
  • commersant
    Конференция "Перспективы консалтинга в России - что…

Ключевые слова: Специалист, Студент, ценность

Тест виджета после заметки

Комментарии

  1. Вячеслав says

    23.12.2017 at 10:14

    Хорошая статья. Но, в послевкусии осталось ощущение некоторой недосказанности.
    У нас очень много действий, не добавляющих ценности. Очень много.
    Беглый взгляд позволяет оценить эффективность текущего состояния в 4,5% в расчете на рабочее время и 0,9% — на календарное.
    Однако, многие из выявленных потерь — вынужденные. Мы от них пока не можем отказаться. Да и не планируем. По крайней мере, в обозримом будущем.

    Ответить
    • Валерий Казарин says

      23.12.2017 at 21:07

      Конечно, статья незавершенная, если ожидался ответ на вопрос «что с этим делать-то». Но логика была простой — дать более-менее подробный обзор представлению о ценности.
      Продолжение уже почти готово. Причем даже не окончание. Как раз про действия, добавляющие и недобавляющие ценность. Читайте в ближайшее время. 😉

      Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Если менеджмент не откажется от самой идеи наказания и не убедит сотрудников в своей искренности, то все информационные потоки будут сильно искажены, что не замедлит негативно сказаться на качестве принимаемых решений. Не менее важно отрегулировать механизмы оплаты труда, чтобы уйти от равнодушия работников и превратить персонал в заинтересованных сотрудников.

— Масааки Имаи, Гемба кайдзен, стр. 15

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти